Семейный психолог Мария Романцова: нормативные кризисы развития семьи и рецепты их преодоления

Общество

«Понять семью – все равно что попытаться  понять и описать словами город».

Карл  Витакер

«Нормативные кризисы развития семьи» как научное понятие и процесс понимания семейных систем было введено в середине 20 века. С момента публикации и широкого распространения понятия и процессов с ним связанных прошло уже больше 60 лет, и в обществе произошли значительные изменения.

Нормативные кризисы как закономерные этапы существования любой семьи, были озвучены в 1948 году Э. Дювалем и Р. Хиллом на общенациональной американской конференции, посвященной семейной жизни, неоднократно подвергались критике, изменениям и дополнениям.

Здесь следует заметить, что Америка конца сороковых и начала пятидесятых годов – страна с жесткой консервативной моралью, которая отводила женщине второстепенную роль в семейной иерархии, проявлявшуюся в финансовой и эмоциональной зависимости.  Женщина – мать, домашняя хозяйка, на которой держался весь быт, в то время как отец семейства зарабатывал деньги и достигал профессиональных высот.  В обществе пропагандировался образ идеальной домохозяйки, любящей матери и жены.

Кризисы, предложенные Дювалем, слишком общие и не отражают полностью всю динамику развития отношений в супружеской паре и семье, поскольку соотносятся с личностными кризисами развития индивида в течение всей жизни и написаны на их основе. Они сводятся к следующей периодизации:

  1. Вовлечение.  Встреча супругов, эмоциональное притяжение друг к другу.
  2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
  3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений к отношениям в треугольнике.
  4. Введение детей во внесемейные институты.
  5. Принятие подростковости.
  6. Экспериментирование с независимостью.
  7. Подготовка к уходу детей из семьи.
  8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
  9. Принятия факта ухода на пенсию и старости.

Эмоциональная связь матери с детьми была очень сильной, поскольку именно она осуществляла уход за ними, воспитывала, участвовала в их жизни. В том время как отец часто не успевал принимать активное участие в детях, поэтому психологи отметили феномен «дистанцирования» – отец оказывался «выключенным» из семейных процессов. Постепенно ослабевала и супружеская взаимосвязь. Это хорошо видно и в периодизации. Если первые два этапа периодизации отмечали общие цели для супругов, то с момента образования этапа, когда ребенок подрастал, становился самостоятельнее, участие отца становилось все меньше.

Напряжение в супружеской подсистеме при изменении условий в жизни семьи требовало от партнеров адаптации к новым условиям существования. Для того чтобы адаптация происходила гладко, супругам нужно обсуждать свои взгляды, искать совместные решения, поддерживать друг друга. Но в тех условиях жизни, в которых оказывалось большинство семей, с учетом женской роли в обществе, данный процесс становился просто невозможным. Вся тяжесть разлуки с детьми, их уходом из дома при слабой эмоциональной вовлеченности мужа переживалась женщиной достаточно тяжело. Последние стадии развития семьи – проявление глубочайшего психологического одиночества и депрессии.

Тем временем в обществе назревали определенные изменения. Жесткие требования соответствия семейным ценностям привели к образованию суб-культурных движений битников и хиппи, развитию идей феминизма и сексуальной революции в 60-х годах, которая закончилась распространением венерических заболеваний, а в дальнейшем – попыткой сохранения института семьи.

На данном этапе современного общества мы встречаем семьи, которые не проживают ни один из этапов, указанных выше. Это вызвано многочисленными разводами и созданием новых отношений, длительным периодом обучения и профессионального становления, когда люди просто не успевают создать семьи и родить потомство, большим разрывом по времени между рождением детей.

Универсальных рецептов преодоления семейных кризисов не существует, поскольку слишком много факторов влияет на организацию новой семьи в целом, а также на отношения супругов. К таким факторам относятся: неадекватный или импульсивный выбор партнера, неготовность к семейной жизни или родительству, личностная незрелость одного или обоих партнеров, идеалистические представления о браке и семье, неумение строить партнерские отношения.

Актуальными требованиями современных реалий является упор на универсальность личностного развития и использование большего репертуара социальных ролей. Современные люди, женщина и мужчина, должны успевать и семью создать, и детей воспитать, и стать счастливыми, и постараться достичь максимальной самореализации.

В соответствии с требованием времени современные ученые и исследователи фокусируют внимание на укреплении и развитии партнерских отношений как основополагающей подсистемы семьи, без которой невозможно ее гармоничное существование.

Удовлетворенность взаимоотношениями в браке позволяет партнерам успешнее справляться с трудностями адаптации к семейной жизни, преодолению кризисов профессиональных и личностных, сложностями в воспитании и развитии детей.

Рекомендации, к которым сводятся ведущие профессиональные позиции, заключаются в следующем:

  1. Выбирайте партнеров со схожими ценностными ориентациями
  2. Уделяйте время и силы укреплению супружеского союза
  3. Принимайте решения вместе
  4. Вместе учитесь родительству, совместно участвуйте в жизни детей
  5. Стремитесь к сохранению персональной идентичности в браке, своих интересов и собственному развитию
  6. Развивайте коммуникативные навыки и гибкость поведения

У счастливых супругов всегда есть чем поделиться и передать следующему поколению.

Мария Романцова,

cемейный психолог, гештальт-терапевт

Газета «DAILY» — Новости России и мира