Адвокат Иван Хапалин: почему ФАС контролирует рекламу, но забывает о ценообразовании?

Общество

В борьбе с настоящими и мнимыми монополистами Федеральная антимонопольная служба России иногда начинает предъявлять бизнесменам достаточно странные претензии.

Как известно, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации представляет собой государственную структуру, осуществляющую контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке и так далее. В компетенцию ФАС входит и контроль рекламы российского бизнеса.

Деятельность действительно сложная и необходимая, особенно в условиях российского рынка, некоторые сегменты которого до сих пор сохраняют определенную «дикость». Но когда сотрудники ФАС выдвигают откровенно сомнительные претензии предпринимателям, все же возникает вполне закономерный вопрос: неужели нет более серьезных и достойных внимания «антимонопольщиков» проблем, чем, к примеру, претензии к телеканалу «Пятница!» за «намеренное коверкание норм русского языка в рекламе»?

В последнее время ФАС действительно очень много внимания уделяет контролю рекламной деятельности различных российских компаний. Так, в июле 2016 г. стало известно о том, что ФАС возбудила дело в отношении медиахолдинга ВГТРК по факту нарушения закона РФ «О рекламе». По данным ФАС, телеканал «Россия 1» превышал уровень громкости звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и логотипов. До этого, еще в ноябре 2015 года, аналогичные претензии были предъявлены телеканалу «ТВ 3», в отношении которого также был выписан штраф. В июне 2016 г. за рекламную рассылку смс-сообщений была оштрафована компания «Мегафон». Как оказалось, в соответствии с действующим законодательством, смс-рассылка может осуществляться только с согласия абонента. Еще более примечательным стал иск к компании ООО «Марс» за рекламу собачьего корма Pedigree, в которой, по мнению «антимонопольщиков», содержались кадры, демонстрирующие «запугивание детей» и пропагандировавшие насилие в отношении несовершеннолетних. Впрочем, и в данном случае нашлись вполне законные основания для возбуждения дела – закон РФ «О рекламе» запрещает показ несовершеннолетних в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья, а в упомянутом ролике группа подростков третировала более младших детей на детской площадке.

В жестком контроле Федеральной антимонопольной службы рекламной деятельности есть, разумеется, свое «рациональное зерно». Несмотря на то, что в российском законодательстве прописаны довольно серьезные санкции за нарушение закона «О рекламе», многие предприниматели пренебрегают соблюдением законов в погоне за материальной выгодой. Абонентам компаний сотовой связи действительно не очень удобно получать бесполезные для большинства из них смс-рассылки, а телезрителям – слушать на повышенной громкости рекламу. Поэтому ФАС в данном случае стоит на страже как законов Российской Федерации, так и интересов большинства потребителей.

Другое дело, что борясь с недобросовестными рекламодателями, ФАС часто упускает из виду куда более серьезную и масштабную для современной России проблему – ценообразование. Вот где настоящие монополисты! К примеру, взять цены на бензин, которые в России достигают очень высокого уровня, если брать во внимание то, что страна является одним из важнейших экспортеров нефти. Но в отношении ценообразования органы ФАС почему-то проявляют несвойственную им в других направлениях деятельности мягкость. Соответственно, возникают подозрения в некоей тенденциозности и ангажированности действий «антимонопольщиков», но проверить их не представляется возможным. Иначе это потребовало бы создания еще одной надзорной структуры, которая, в свою очередь, контролировала бы правомочность действий или бездействия ФАС. 

Адвокат Иван Хапалин

Газета «DAILY» — Новости России и мира