Гиперболоид мэра Метшина

Гиперболоид мэра Метшина
Просмотров: 146

Всё! Эксперимент с китайскими автобусами в Казани можно считать завершенным. Помучились шесть лет теперь благополучно забудем. Никакой ответственности за покупку непотребной техники для города-миллионника власть за собой не ощущает. 

Короче говоря, на площадке перед новым ипподромом состоялась презентация новых городских автобусов с участием мэра Казани Ильсура Метшина. Представляли НефАЗы, закупленные вместо разваливающейся китайской техники и вместо надежных, но не наших МАЗов. 

 

История вопроса

В сентябре 2006 года, устав от беспредела неподконтрольных никому «газелистов» и ужасающей статистики дорожно-транспортных происшествий, администрация города принялась смело реформировать систему общественного транспорта целиком. Дело не ограничилось закупками новых автобусов. Было решено вообще разрушить и заново создать весь механизм человекоперевозок. Шутка ли: для работы привлекли даже питерские институты. Власти аннулировали лицензии у действующих на тот момент 264 законных перевозчика и выставили на открытый аукцион лоты на право обслуживания маршрутов по новой транспортной схеме. Победителей таких аукционов как раз и обязали полностью обновить парк автобусов.

Как утверждал тогда глава комитета по транспорту и связи Казани Айдар Абдулхаков, для удовлетворения своих потребностей городу понадобилось 1,2 тыс. автобусов большой вместительности и 300 автобусов малой вместительности. Вопрос был настолько важным, что переговоры с российскими и иностранными автопроизводителями проводил лично Марат Загидуллов, глава исполкома Казани. Уже тогда, в качестве основных претендентов, на казанские улицы рассматривались местный НефАЗ, липецкий ЛиАЗ ну и, пожалуй, минский МАЗ. Тем не менее, выбор был сделан в пользу никому не известных копий-подделок устаревших японских автобусов от китайских концернов Xiamen Golden Dragon и Zonda Group, единственным достоинством которых являлась существенно более низкая цена. Если тот же «НефАЗ» стоил от 2,8 до 3,5 миллионов рублей, то Golden Dragon легко отдавали за 2 миллиона. Позже, из источников, знакомых с деталями сделки, эксперты уточнили стоимость контракта. Поставка пяти сотен китайских машин обошлась столице Татарстана в 40 миллионов долларов. Местный НефАЗ, в условиях бешеной конкуренции с дешевыми автобусами из Поднебесной, в последний момент снизил цену до 2,7 млн. вместо розничной в 3,4 млн. рублей, но отчаянные меры помогли слабо. Татарстанских автобусов даже с таким дисконтом и государственными субсидиями тогда закупили считанные десятки. 

 

Хорошие соседи, счастливые друзья

Уже через два года эксплуатации из выгодной покупки китайская техника для перевозчиков стала стремительно превращаться в непосильную ношу. Запчасти дешевые – слов нет. Но машины стали гореть и ломаться буквально каждый день. А обслуживание таких автобусов было организовано очень слабо. По городу поползли слухи о том, что приобретенные модели автобусов сняли с производства, и к ним прекращается выпуск запасных частей, а при отрицательных температурах «продвинутые» двигатели упорно не запускаются. Недаром разбитые в мелких ДТП окна заклеивали целлофановыми пакетами и забивали фанерными листами – достать такие оригинальные стекла было просто неоткуда. 

Масло в огонь стали подливать и недовольные пассажиры. На почтовые адреса ответственных органов повалился вал писем. Формально «экологичные», автобусы коптят как трактора довоенной эпохи, в них невыносимо жарко летом, так что люди теряют сознание, и опасно холодно зимой. Люди бьются головами о поручни, поскальзываются при входе и выходе, еле успевают выскакивать при возгораниях. У автобусов отказывают тормоза, и они не приспособлены к нашим дорожным условиям. Подвеска жесткая, задние пассажирские места явно подгонялись под низкорослых китайцев, сидеть россиянам на них просто неудобно.

Вся ситуация с покупкой китайских автобусов обернулась грандиозной антирекламой мэрии Казани. «Болячку» воспели в рунете, принялись шутить КВНщики, автобусы стали ругать даже сами водители. Мало того, от пропаганды «красных автобусов» отказались и сами чиновники, окрестившие сейчас тот злосчастный контракт вынужденной мерой. 

— В свое время была задача решить транспортную проблему, отказаться от «газелей», – попытался расставить точки на i Ильсур Метшин на презентации новых, уже не китайских автобусов. – Это был, напомню, 2006 год, когда на заседании по безопасности дорожного движения Рифкат Нургалиевич Минниханов доложил о том, что в 9 раз увеличилось число погибших на дорогах, и надо что-то делать. Проанализировали – это были «газели», которые не имели ни ремонтной базы, ни медицинского осмотра. Вплоть до того, что привлекались люди с наркозависимостью.

И вроде бы грамотная позиция, сохранение человеческих жизней и здоровья – приоритетные задачи государства. Но тут есть небольшая загвоздка. Уже спустя два года после внедрения китайской техники в эксплуатацию, а если быть точными, 5 августа 2009 года, с резкой критикой роста ДТП с участием «красных автобусов» на одном из совещаний выступает Геннадий Ямельянов, на то время совсем новый министр транспорта и дорожного хозяйства РТ. 

Китайские автобусы, из-за низкого качества сборки и отсутствия сервисных центров, стали представлять реальную угрозу для жителей города. По данным, озвученным тогда в Минтрансе РТ, за шесть первых месяцев 2009 года в Казани в ДТП с участием автобусов погибло в четыре раза больше людей, чем за первое полугодие 2008 года! То есть, запаса прочности для более или менее безопасной перевозки пассажиров новой технике хватило лишь на 730 дней, по истечению которых ситуация возвратилась на круги своя. 

Кроме того, и в упомянутом 2006 году проблема не с неба упала. Лавинообразному росту ДТП с участием «газелей» предшествовал уверенный рост травматизма на дорогах Казани, начиная с двухтысячных годов. 

Не стоит забывать и о тех словах, которые градоначальник произносил, принимая решение об эксплуатации китайской техники. 

– Автобус Higer производит впечатление добротной техники. Техники, сертифицированной и адаптированной для эксплуатации в российских условиях, – заявил Ильсур Метшин 22 июня 2007 года.

Ни о каких временных, кризисных схемах, применяющихся на заре внедрения «китайцев» речи, конечно, не шло.

Все это сейчас легко отследить. Интернет же всегда под рукой. Все хвалебные слова, сказанные чиновниками по «красным автобусам» в те годы, можно найти при помощи поисковика.

 

Были ли варианты?

А может, на самом деле в той ситуации других вариантов не было? Цена 2 миллиона за штуку и, вправду, заманчивая, при стоимости конкурентов под 3 миллиона. Не все так просто и здесь – во-первых, приобретались автобусы в долгосрочный лизинг, больших первоначальных взносов никто не требовал, разница в ежемесячных выплатах при покупке техники за 2 и 2,5 миллиона небольшая, посему на первый план выходят вопросы надежности и качественных запасных частей. Глядя под этим углом, становится понятно, что и белорусские МАЗы, входящие, кстати, в немецкий концерн MAN, и местные НефАЗы, и липецкая техника куда предпочтительнее туманных китайских подделок. Кроме того, уже через два года катастрофически низкое качество «драконов» и «хайгеров» выкосило существенную долю автопарков. Таким образом, вместо 500 первоначально закупленных «китайцев», по всем нашим расчетам было разумнее купить 400 НефАЗов (при таких объемах завод, думается, поднажал и выдал бы) или 300 МАЗов (белорусы были крайне заинтересованы в сделке, скидки в этом случае лишь вопрос переговоров). Ничего плохого от этого бы не произошло – напротив, на выходе были бы одни плюсы. 

 

КАМАЗы и МАЗы

Даже после отхода от концепции закупки китайской техники понимания того, что именно нужно Казани, так и не случилось. Еще этой зимой журналистов приглашали на презентацию белорусских МАЗов, качественных и, вообщем-то, добротно сделанных машин. Теперь вот переключаемся на НефАЗы. Наконец-то!

Странно, конечно, региону, на чьей территории находится крупнейший на постсоветском пространстве автомобильный завод-гигант, закупать для своих целей низкопробную китайскую технику. Вдумайтесь. Как это вообще возможно? Как должна сложиться ситуация, чтобы Бавария в Германии или Тоскана в Италии поступали бы также? Неужели у себя на родине, в тиши высоких кабинетов, на протяжении шести лет не могли бы договориться? 

 

Занимательные опыты

А теперь о самом интересном. Нас с вами на протяжении шести лет обслуживала техника, прямо будем говорить, не соответствующая требованиям безопасности. Не поддаются счету случаи, когда в дороге у т. н. автобусов отваливались колеса, разъезжались мосты, отлетали выхлопные трубы и закипали двигатели. И по сути, и по форме это был эксперимент – для перевозки детей и стариков массово закупили технику, которая никогда еще не эксплуатировалась в наших условиях. Закупили не один или два автобуса для пробы, а целый автопарк. Как это могло случиться, непонятно. Теперь все действующие лица умывают руки и отходят от темы. А нам приходится ожидать новых интересных затей и надеяться лишь на свою природную живучесть.

 

Кстати

По ходу подготовки этого материала из исполкома Казани пришла очередная порция интересностей.

До недавних пор у столицы Татарстана не было выраженной транспортной концепции. Для работы в узком центре города закупались огромные китайские автобусы. Строилось метро, разгружающее центр города, и в то же время на центральных улицах зачем-то возводились подземные парковки. Теперь, наконец-то, прорвало – план действий выработан, на деньги самих же автомобилистов будем «душить» личный автотранспорт, чертить по поводу и без автобусные полосы и вкладывать ресурсы в новую неисследованную область. 

— Прежде всего, новые автобусы, закупаемые для Казани, позиционируются вкупе с автобусными полосами, как панацея от пробок, возможность пересадить автомобилистов на общественный транспорт. Они довольно комфортны, ни в какое сравнение не идут с лизинговыми «китайцами», которые, не говоря об условиях в салоне, еще и горели не раз на наших дорогах, – прояснила ситуацию Алена Арская, редактор автопортала AUTOTAT.ru. –Однако автомобилистам вряд ли пересядут на общественный транспорт в ближайшее время. Исключение составляет метро, которое действительно актуально, как транспорт без пробок. Автобусные полосы и новые автобусы не излечат Казань от транспортных заторов, потому что наши дороги просто не рассчитаны на такое количество автомобилей.

Кстати, эпидемия неполадок с красными автобусами, похоже, перекинулась и на городской электротранспорт. Сегодня днем в Казани на участке большого казанского кольца практически полностью выгорел трамвай. В момент возгорания в транспортном средстве находились 15 человек, наверное, упомянутый вагон также закупался как временная мера для борьбы с «ГАЗелями».

comments powered by HyperComments
В Microsoft Paint нашли секретную функцию В Microsoft Paint нашли секретную функцию

Пользователь в одном из самых простейших редакторов в мире обнаружил новую функцию. Компания Microsoft в каждую версию Windows...

Читать полностью
В Санкт-Петербурге студентами создан уникальный «солнечный» автомобиль В Санкт-Петербурге студентами создан уникальный «солнечный» автомобиль

Российские студенты из Санкт-Петербурга разработали и собрали автомобиль на солнечных батареях. Машину собирали в домашних...

Читать полностью
Курсы валют ЦБРФ
  • Доллар США
    58,8987
  • Евро
    69,4298
Новости экономики
Поcледние новости
Фотогалерея
Видеогалерея
Наверх