Рашит Низамов, КГАСУ: «На объекты Универсиады направлен мощный поток федеральных денег. Не до инноваций»

Рашит Низамов, КГАСУ: «На объекты Универсиады направлен мощный поток федеральных денег. Не до инноваций»
Просмотров: 183

Если говорить по протоколу, в КГАСУ завершилась работа всероссийской учебно-методической комиссии, посвященной проблеме строительства мостов и транспортных тоннелей. В Казань съехались делегаты из Москвы, Новосибирска, Саратова, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова, Иркутска, Хабаровска, Самары и других городов. Люди профессиональные, в основной своей массе предпенсионного возраста, радеющие за полет отечественной научной мысли и часто вспоминающие о годах советской эпохи. 

Пробраться на заседание комиссии в главное здание КГАСУ оказалось задачей не из простых. Дотошные охранники знать не знали о проведении мероприятия всероссийского масштаба и долго мурыжили журналистов при входе на территорию университета. 

Само здание КГАСУ впечатлило. Снаружи крутой hi-tech, внутри все те же советские декорации. Прессы на само мероприятие пришло совсем мало. Тем и лучше – сохранялась атмосфера камерности собрания. 

После доброго приветствия и специфических шуток в адрес друг друга, члены комиссии приступили к непосредственной работе. Первым за кафедру встал ректор КГАСУ профессор Рашит Низамов, яркая и откровенная речь которого и легла в основу этой статьи.

Главное место в словах г-на Низамова занимали рассказ о достижениях собственного КГАСУ, критика крупных вузов Казани и замечания по поводу замедления темпов внедрения инновационных технологий.

— В нашем вузе учатся около 5000 дневников и 7000 заочников. У нас нет непрофильных профессий типа юристов или туроператоров и, принципиально, нет филиалов, это политика прежнего руководства, и мы ее поддерживаем. Все заточено под строительство и архитектуру, дороги, ЖКХ, – начал речь Рашит Низамов. – Вуз специфический: и не инженерный, и не гуманитарный, мы место в котором на мощный инженерный фундамент опирается креативное направление архитектуры. Имеем полноценный кампус, спорткомплекс. Крутимся неплохо, получаем 250 и столько же примерно зарабатываем. Нас не закармливают, как национальные исследовательские институты, деньгами. Халявных денег нам никто не дает. Упорно выигрываем небольшие гранты, в этом году с десяток. По 2-3 миллиона нащипываем. У нас хорошо обстоят дела с ЕГЭ, используем 100 процентов собственных площадей. Плохие позиции, как, наверное, у всех вузов – это международная деятельность. Но при этом чувствуем мы себя хорошо, верим в будущее, доказываем это ежедневным трудом, часто с большим удовольствием нанося ощутимые удары по научно-исследовательским университетам, которые есть в Казани, по всем направлениям. Это и бал ЕГЭ, если мы по России 130-е, то они 300-е, если по спорту мы в Казани вторые, они где-то сзади плетутся, – добавил руководитель КГАСУ.

 

По инновациям

— Наши научно-исследовательские работы находятся в стадии внедрения, это высокопрочные бетоны. Мы знаем проблемы республики: у нас нет щебня, нет арматуры, нет цемента. Поэтому у нас есть соответствующие предложения. К примеру, вместо арматуры мы предлагаем фибру, и не только предлагаем – в Челнах внедряем производство песчаного бетона. Мы говорим – оставим Уральские горы в покое, мы будем обходиться без щебня, и благодаря технологиям, добиваемся вместо марки 300 марки 900, почти под тысячу, реально… Но это сложно делать в Республике Татарстан, потому что в республику на объекты Универсиады, смарт-сити и так далее направлен мощный поток федеральных денег … Мы очень изобретательные люди… А когда так много денег, не до инноваций. Говорят: «Рашит, пока нам некогда». Но, тем не менее, другие вузы и этим не могут похвастаться. Потому что самолетов никто не строит, а химические технологии у нас японские, – произнес г-н Низамов.

 

И снова про вузы

— Чем еще мы отличаемся от других вузов – четыре года назад прошли выборы ректора. Это, действительно, были выборы, меня не ставили ни сверху, ни предшественники. Меня выбрал коллектив. Это редкий случай в российской практике, но у нас вот это есть. После выборов мои конкуренты работают вместе со мной в качестве моих проректоров. Движемся мощно. 

 

Ближе к теме

Разумеется, встреча ученых на выступлении ректора КГАСУ не закончилась. 

Среди свежих неоспоримых достижений мостостроителей была озвучена постройка в 2009 году моста через реку Юрибей – одно из самых протяженных мостовых сооружений в России, самый длинный мост в мире за Полярным кругом (на 300 км выше линии Полярного круга). И возведение в этом году моста на остров Русский, попавшее в Книгу рекордов Гиннеса за сложность проекта. Пролет – 1104 метра, самый высокий пилон 324 метра, самая длинная ванта 578 метров. И 44 месяца на все эти работы! Ни один мост такого уровня в такие кротчайшие сроки не строился. 

В феврале был пробит последний тоннель для сочинской Олимпиады. Ученые подчеркнули – не одна страна в мире не построила за 4 года, ни прошла 33 километра подземной выработки, ни задала 26 тоннелей. В прежние годы дали бы две звезды Героя Социалистического Труда, но, к сожалению, государство даже не заметило этой победы, удрученно заметил делегат из петербургского университета. 

Говорили, конечно, и о пробках. После демонстрации «ура-патриотического» фильма о Казани иногородние участники встречи отмечали, что, несмотря на 7 введенных в эксплуатацию развязок, ситуация в центре города остается сложной. Затронули тему новой дороги от Танкового кольца до ТЦ «Кольцо» – отдельные ее части, по словам строителей, планируется ввести в строй уже в этом году. 

Отдельные специалисты отмечали схожесть ситуации Сочи и Казани в моменте недовольства населения массовым ремонтом дорог и перекрытием движения по ключевым автомагистралям. Такие работы сравнили с хирургическими операциями. По меткому выражению члена комиссии: «Чтобы было хорошо, нужно пройти через боль».

Из федеральных проблем обсуждали, в основном, всплеск проектирования и строительства метрополитена в Москве. Роют там сейчас по 75 километров в год при максимальном рекорде советских лет: 25 километров за 12 месяцев. И это при Госплане! Масштабы грандиозные, задачи колоссальные. Специалистов не хватает, и это при том, что в Москве сейчас собраны все лучшие кадры с постсоветского пространства. Столице необходимы 7000 проектировщиков, а сейчас, если собрать всех, кого можно, наберется от силы 3000 человек. 

В целом, мероприятие прошло так, как этого и следовало ожидать. Ученые ругали сложившуюся ситуацию, хвалили советское время и друг друга. За всем этим поверхностным слоем удалось разглядеть и позитивные моменты – крупные инфраструктурные проекты в нашей стране все-таки реализуются. А значит, специалисты воспроизводятся и обжигаются в реальном деле, а их знания в любой момент можно разнести по всей территории России. 

comments powered by HyperComments
В Microsoft Paint нашли секретную функцию В Microsoft Paint нашли секретную функцию

Пользователь в одном из самых простейших редакторов в мире обнаружил новую функцию. Компания Microsoft в каждую версию Windows...

Читать полностью
В Санкт-Петербурге студентами создан уникальный «солнечный» автомобиль В Санкт-Петербурге студентами создан уникальный «солнечный» автомобиль

Российские студенты из Санкт-Петербурга разработали и собрали автомобиль на солнечных батареях. Машину собирали в домашних...

Читать полностью
Курсы валют ЦБРФ
  • Доллар США
    58,8987
  • Евро
    69,4298
Новости экономики
Поcледние новости
Фотогалерея
Видеогалерея
Наверх