Упорные подшипники: особенности конструкции, области применения и виды

Статьи

Без подшипников просто невозможно представить функционирование каких-либо механизмов. Эти детали включены в конструкцию как огромных промышленных машин, автотранспорта, так и других бытовых приборов. Выпускаются они разных размеров и видов, среди которых особенно выделяются упорные шарикоподшипники. Основное отличие их заключается в назначении, они подходят для восприятия исключительно осевой нагрузки, радиальная на них не действует. По сути, это модернизированные шариковые подшипники. Однако и они выпускаются разной конфигурации.

Особенности конструкции

Внешне упорный подшипник представляет собой сборное кольцо с телами качения внутри. Ими выступают шарики, иглы (в зависимости от типа) одинаковой массы и диаметра. Они заключены в корпус из внутреннего и внешнего кольца. В конструкцию включён стальной вкладыш с отверстиями или без них – так называемый сепаратор. Он бывает закрытой и открытой конфигурации, отчего отличаются рабочие возможности деталей. Характерной особенностью первого является наличие специальных посадочных гнёзд, отверстий для тел качения. В открытом сепараторе нет таких отверстий. Он дешевле, нежели изделия первого типа, но при этом уступает в надёжности в рабочем режиме на высоких скоростях вращения.

Выпускаются упорные подшипники в одно- и двухрядной конфигурации. Отличие заключается в принципе работы. Однорядные воспринимают осевые нагрузки в каком-то одном, определённом направлении. Двухрядные детали работают под воздействием с обеих сторон.

Кроме того, упорные подшипники отличаются по форме тел качения. Согласно этому признаку, они классифицируются на 3 типа.

Основные разновидности

В упорных подшипниках тела качения бывают 3 конфигураций, что служит принципом классификации изделий на:

  • шариковые;
  • игольчатые;
  • роликовые.

Первые в своей конструкции имеют кольца (свободно движущееся и тугое). По конфигурации бывают одно- или двурядными. Также в устройстве имеются дорожки качения, которые соединяет сепаратор, к нему же, в свою очередь, прикреплены тела качения. Упорные шарикоподшипники применяются при производстве вертикальных валов, вращающих станков для нарезки металла и пр.

Игольчатые детали выпускаются в разных конструктивных вариациях. Среди разновидностей имеются гибридные подшипники, в которых установлены не только цилиндрические, но и шариковые тела качения. Основным преимуществом игольчатых деталей является компактность. Меньший радиальный размер абсолютно не сказывается на несущих способностях изделий, но делает конечный продукт более дешёвым в производстве и доступным и продаже. Правда, упорные игольчатые подшипники имеют определённые ограничения по скорости вращения. Устройства этой конфигурации используются для установки в редукторы, различные электрические инструменты. Они являются неотъемлемой составляющей сложных механизмов – ДВС, офисной копировальной техники, спортивных тренажёров.

Упорные роликовые подшипники различаются на 3 вида (в зависимости от формы). Первые – цилиндрические – используются при больших нагрузках и малой скорости. Вторые – конические. Они входят в конструкции механизмов, работа которых осуществляется при очень высоких осевых нагрузках и сравнительно большом ускорении. Третьи – сфероконические. Эти роликовые подшипники относятся к изделиям самоустанавливаемого типа. Основным отличием является то, что они могут выносить не только осевые, но и радиальные нагрузки. Области использования этих упорных роликовых подшипников не ограничены поворотными механизмами. Они широко применяются в производстве генераторов сменного типа, экструдеров, вертикальных валов и прочих устройств.

Источник: promxolding.ru

Газета «DAILY» — Новости России и мира