Альмодовар – мастер маргинальной богемы

Новости Татарстана

Режиссер – эпоха, режиссер – лицо нации и режиссер – визитная карточка страны. Человек, одним из первых ставший снимать «кино не для всех», сам еще не осознавая этого эпитета, Педро Альмодовар.

При упоминании такой страны, как Испания, в умах у многих, а может и большинства, тут же возникают коррида, хороший футбол, курортные «райские уголки»… и он – человек, показавший Испанию другой. Человек, изменивший эту страну, а после и весь мир. Показавший любовь и страсть, так, как не показывали до него, показавший быт и жизнь такой, какой он может быть, и какой ей лучше не бывать.

Еще в 80-х Испания лишилась своего главного мэтра кино – величайшего Луиса Бунюэля. Пьедестал пустовал совсем недолго. Педро Альмодовар ворвался в жизнь страны и показал, что эпатажное кино может быть показано и совершенно с другого ракурса. Тогда Педро расположился на троне мэтра кинематографа страны опередив таких мастеров кино, как Карлос Саура, Бигас Луна и Хулио Медем.

Преемником Бунюэля Альмодовара можно окрестить лишь потому, что оба они снимали, так называемое, «эпатажное» кино. Однако, природа «эпатажности» в фильмах Педро и его предшественника довольно разна. Если выходец из знатной и обеспеченной семьи Бунюэль был циничным насмешником и ерником, насмехающимся над буржуазным слоем, то Альмодовар – открытый гей, живший без семьи с семнадцати лет, влача полунищенское существование в Мадриде. Именно поэтому героями Альмодовара становились либо маргинальные и униженные слои: гомосексуалисты, трансвеститы, проститутки и наркоторговцы, либо, наоборот – богемная прослойка: журналисты, актеры, режиссеры и прочая творческая интеллигенция.

Да, еще в раннем юношестве будущий режиссер, вопреки желанию родителей, оставил свою семью и перебрался в Мадрид. Одно время он работал в телефонной компании в качестве ассистента администратора и писал рассказы и повести, пародии на новостные телерепортажи, а также снимал короткометражки, выступал с театральной труппой Los Goliardos, ну, и сочинял фото-романы. Один из таких «грязных» фото-романов – «Частые эрекции», опубликованный в контркультурном журнале «El Vibora», стал костяком и основой дебютного фильма Альмодовара «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки», который Альмодовар снимал по выходным при помощи друзей и одолженной киноаппаратуры.

В своих творениях Альмодовар исповедует натурализм, призванный разрушать устоявшуюся для испанского кинематографа буржуазность. Жизнь маргиналов, которую он так любит показывать, наполнена скандальными элементами. В его фильмах имеют место и наркоманы, и коррумпированные полицейские, и уже не по годам развитые детишки, и «умничающая» деревенщина. Не редко в героях его кино выступают трансвеститы и гомосексуалы. Режиссер не скрывает, что сам является представителем сексуальных меньшинств. Но, как сам признается Педро, ему очень обидно, когда на его кино навешивают ярлык «гейского кино». «Чувственность моих картин не делает их «гейскими», – говорит Альмадовар. Ведь в фильмах испанца описываются весьма универсальные чувства, которые не чужды людям абсолютно любой ориентации.

Альмодовар – один из немногих творящих людей, которые, обновляя что-то уже любимое и довольно устоявшееся в умах массы, сразу же начинают пользоваться широкой зрительской любовью. Педро обновил кинематографический язык, и сделал это так искусно, что никто из киноконсерваторов даже не заикнулся о ненужности такого кино, которое делает Альмодовар.

Об этом показывает пример таких хитов, как «Женщины на грани нервного срыва», «За что мне это?», «Все о моей матери», , «Поговори с ней», «Возвращение» и др.

Смешивая все возможные и невозможные жанры с полупародийным китчем, Альмодовар обильно заправляет все это варево мелодраматизмом. Он и великолепный мастер женских образов: он разделяет страдания своих героинь, восхищается их хитростями, а предметы женского быта возводит в фетиш.

В своих фильмах Педро Альмодовар парадоксален и ироничен. Не нужно воспринимать мир его фильмов всерьез, а в любой бессмыслице можно найти глубокий смысл.

Практически все герои Альмодовара стремятся обрести предмет привязанности, то, к чему можно питать безграничную страсть и отдавать за нее жизнь. Однако они же дорожат независимостью и свободой. Ведь полное «порабощение» чувствами может поставить под угрозу само их существование. Есть ли в нашем мире такие чувства, которые бы оставили свободу человека не тронутой?

Такова жизненная стезя и самого режиссера. Альмодовар в своих фильмах демонстрирует стремление к независимости и крайней форме свободы, однако успех к нему пришел только благодаря его уникальной способности тонко и великолепно чувствовать связь со своим зрителем.

Фильмы Педро Альмодовара влюбляют нас в себя, заставляют плакать и смеяться, радоваться вместе с героями и ненавидеть их. Но в то же время они делают нас свободными, раскрепощая дух, страсти и желания.

Увлечь, даже заразить других людей любовью к кино, можно, только если делаешь это с неудержимой страстью, подлинной любовью к своему творению, а главное – обращаешься прямо к сердцу человека.

При поддежке сообщества «Благодать»

Советуем посмотреть:

1980  «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» (Pepi, Luci, Bom y otras chicas del montón)

1982  «Лабиринт страстей» (Laberinto de pasion)

1983  «Нескромное обаяние порока» (Entre tinieblas)

1984  «За что мне это?» (¿Qué he hecho yo para merecer esto?)

1987  «Закон желания» (La ley del deseo)

1988  «Женщины на грани нервного срыва» (Mujeres al borde de un ataque de nervios)

1997  «Живая плоть» (Carne trémula)

2002  «Поговори с ней» (Hable con ella)

2004  «Дурное воспитание» (La mala educación)

2006 « Возвращение» (Volver)

2011  «Кожа, в которой я живу» (La piel que habito)

Газета «DAILY» — Новости России и мира