Литературный уик-энд #4

Новости Татарстана

«Любовь живет три года»

Фредерик Бегбедер

Серия нашумевших книг старины Бегбедера уже может смело зваться «хроникой общественных разочарований», а может и «путеводителем циничного материалиста». Как хотите! Однако, романы его, едва увидев свет, тут же улетают по нежным ручкам всех влюбленных и разочарованных, верящих в безграничную романтику и крайних скептиков с закаменелыми душами.

«Любовь живет три года» стала подобным неоднозначным романом, но именно потому принесшим ему новый виток славы. Именно после выхода «ЛЖТГ» Бегбедер смог скакнуть в статусе из «еще одного интригана, пишущего для заработка, в писателя, взорвавшего мир новаторским слогом. Получил нынешнюю славу Фредерик благодаря двум своим романам, которые, в общем-то, оценили и кинематографисты – «99 франков» и «Любовь живет три года».

Насколько близок будет этот роман для тех, кто разочаровывался в любви и кому необходимо оправиться от душевной травмы, настолько противопоказан наивным романтикам и летающим в нежных грезах о беззаветной красивой вечной любви.

Да, таков уж закон… Природы, химических процессов в человеке, души или высшей силы – это на ваше усмотрение. Однако утверждение, что у любви лишь три человеческих года, после которых она умирает и сходит на «нет», имеет место быть и не единожды подтверждалось.

Так же полагает и Марк Марронье, уже известный почитателям творчеств Бегбедера по романам «Каникулы в коме» и «99 франков». Он один из самых известных повес французской столицы. Он уже давно женат, однако его браку уже три года, когда он решается на разрыв всяческих отношений. Ведь это означало смерть любви. Его развод с женой – это вовсе не итог каких-либо законов, он всего лишь, как сам утверждает, влюбился заново, ушел в новую любовь с головой и полностью. Его любовница тоже покидает мужа. Герои приносят боль друг другу, однако они счастливы. И таким нехитрым образом, в лучших французских традициях пролетают их два года совместных терзаний. Марк верит в свою теорию и с ужасом перед неизбежным отсчитывает время до ужасной даты… Закончится ли любовь? Старина Фредерик оставляет этот вопрос открытым.

«Любовь живет три года» – это крик, боль, отчаяние и мужская скупая слезинка.

Читатель всегда прав?

Катюшка

Прочитала эту книгу на одном дыхании!!! Автор настолько тонко улавливает ощущения, которые испытывает влюбленный безответно человек, его мысли, поступки… Книга читается очень легко и понятно, позволяет переосмыслить отношение к любви, браку, да и вообще к жизни в целом! Огромное спасибо автору!!!

Dima

Книга прекрасна, прекрасна во всех отношениях. Здесь полностью раскрылся, мне кажется, талант Бегбедера. Она и в меру циничная, и в меру сентиментальная, сдобренная оригинальным ироничным стилем и французской манерностью. Мне нравится, как Бегбедер пишет, его стиль письма и использования слов крайне высок и красив.

Juli  

Книга оставила о себе двоякое ощущение. В общем и целом мне понравилось, хотя не отрицаю, что остался некий привкус желчи. Читается легко, на одном дыхании, заинтересовывает с первых строк (за счет столь откровенной манеры изложения), прочитала за 1 день. Несмотря на то, что настраивает она на пессимистичный взгляд на жизнь, в ней много глубоких мыслей, есть над чем задуматься. После прочтения многое можно переосмыслить. Хочется отметить мастерство автора, понравились игра слов, афоризмы, но при этом такая легкость в чтении и восприятии. Советую прочесть, произведение действительно глубокое.

Некто

Пыталась читать. Читается легко, как любая бросовая литература. Куча «соплей», прикрытых пошлым цинизмом… чем-то это похоже на русского писателя Роя, но тот хоть не скрывает, что пишет для теток, а не для молодежи… В общем, Бегбедер ниже той планки, на которой стоят интересные писатели…

 

«Призраки»

Чак Паланик

Паланик – это культ. Паланик, это имя – синоним контркультуры, отказа от всех формальностей современных законов и уставов современной жизни. Такую славу современный американский писатель и журналист с украинскими корнями получил уже благодаря одному только «Бойцовскому клубу», который буквально вынес из сознания любого прочитавшего все представления о целях в жизни, взгляды на приоритеты и уставы, которым следовали люди века. Выйти из берегов, «забить» на любые страхи, выпрыгнуть из кокона опасений непонимания окружающих – вот к чему призывает и учит Паланик в большинстве своих феноменальных романах. В романах, выворачивающих сознание наизнанку. («Уцелевший», «Колыбельная», «Удушье», также впоследствии экранизированный.)

Он пишет в особенном, неподражаемом стиле. Абсолютно нелинейное повествование истории, приправленное героями-маргиналами, ищущими себя, а также постоянным повторением некоторых ключевых строк на протяжении всего повествования. Романы проникнуты едкой иронией, «качественным» черным юмором и цинизмом, понятным даже самому чувственному и романтичному читателю. Три миллиона копий – таков показатель продаж его книг уже сегодня.

Дед Чака – украинский эмигрант с фамилией Палагнюк, который осел в Нью-Йорке в 1907 году после долгого пути через Канаду. Однако, такая нестандартная фамилия для американца все же не отсюда.

В детском возрасте родители взяли будущего писателя и его младшую сестру на кладбище, на могилу деда и бабушки. Детишки прочли на могильных плитах имена своих предков – Paula и Nick, с тех пор они с удовольствием произносили свою фамилию, несколько переиначив – «Palahniuk» (Пола-Ник).

Чак уже сегодня имеет за спиной сразу несколько самых престижных литературных и журналистских премий «Oregon Book Award» и «Pacific Northwest Booksellers Association Award». Дважды был номинирован на премию Брэма Стокера.

«Призраки» – это история настолько невообразима, что страшное и смешное сочетаются тут вполне себе как неразрывный организм и не вызывают никаких вопросов. История, которую, как и в нашей жизни, каждый склонен рассказать по-своему, переиначить факты и выделить выгодно лишь рассказчику.

23 человека… «Люди искусства», как им самим хочется себя видеть. Им предоставлено довольно заманчивое предложение. Все эти люди могут отрешиться от мирской суеты на целых три месяца и создать «собственные шедевры». И все бы прекрасно, однако «вдали от мирской суеты» и тому подобные эпитеты – все всего лишь ярлыки. На деле все куда сложнее. Все эти творцы попадают в настоящий ад. В мир испытаний.

Исходя из инструкции, участники должны встретиться в одном из кафе штата Оригон. Организатор сего «праздника» мистер Уиттер, весьма странный тип, рассказывает, что следующим утром их заберет автобус. Разрешенный багаж – один чемодан с самым необходимым – на личное усмотрение каждого участника. Только 17 участников прибывают к заброшенному готическому театру на следующий день. Уиттер блокирует все выходы из театра и приказывает каждому участнику написать по рассказу.

Все обещанные условия выполнены: еда и вода, наличие электроэнергии, водопровода, спальни и ванные комнаты, стиральные и сушильные машины. Казалось бы, герои живут в полной безопасности… Но это лишь иллюзии.

Все участники группы, охваченные животным страхом, паникой и депрессией, в конечном счете, решают написать каждый свою историю терзаний внутри театра, после чего продать ее в качестве сценария фильма. Для полноты эффекта каждый решает понемногу уничтожать все продукты и повреждает провода с трубопроводами. Но главное, каждый из героев считает, что это лишь его оригинальная идея. Но никто не подозревает, что все вместе они сами разрушают театр, и роют себе настоящую могилу. Формат книги уникален. История героев внутри театра – это и есть главы романа. Несмотря на повествование от первого лица, столь присущего Чаку Паланику, в романе отсутствует главный персонаж. Рассказчиком является некое безличностное «мы» всех героев истории.

Читатель всегда прав?

Тихий омут

«Я знал, что меня ждет, я знал, что в конце Паланик умеет перевернуть весь роман с ног на голову, но все равно, после того, как я дочитал «призраков» до конца, мне захотелось с силой зашвырнуть книгу в дальний угол и закричать: «ЧТО ЗА БРЕД», и тут же взяться за негодующий отзыв, о том, что все герои не новы, мы их видели в других книгах Паланика (предсказательница, фанатик, извращенец, «зеленый» и т. п.), что больше половины рассказов бредовые и невнятные, что конец никакой и ни о чем, что как сборник рассказов, он слаб, а как один рассказ — не связан…

Но я этого не сделал…

Вместо этого, поспав (утро вечера мудренее), я по-другому взглянул на роман. Ведь он о нашем мире и тех, кто его населяет. У героев было все что нужно, но они все сами разрушили, подобно тому, как человек разрушает свой дом – Землю и мать-природу. Люди в этой истории сознательно причиняют боль и страдание не друг другу, а самим себе, ради непонятных и сомнительных выгод, подобно тому, как наркоманы и алкоголики травят себя ради сомнительного удовольствия.

Все герои душевно не здоровы, и мы увидим, что их довело до такого состояния.

Опять и опять Паланик показывает человечество склонным к саморазрушению, боли и страданиям. Опять и опять он пишет о вещах, о которых не принято говорить и даже думать. Опять и опять мелькает навязчивая идея смерти человечества, ради спасения планеты. В призраках действительно «все фирменные черты стиля Паланика – ярость, острота, черный юмор – доведены до предела.

Но вышло слишком наляписто. Уже даже не шоковая терапия, а издевательство над читателем. Навряд ли таким образом можно донести идею до потребителя».

Дядюшка Шу, 31 год

Мерзко? Да. Тошно? Да. Жестоко? Да.

Но откуда вся эта мерзость, грязь и жестокость?

Что, палкой загнали героев в этот гадюшник? Нет. Да и не так уж там и плохо было изначально, наоборот, вполне даже комфортно.

Они сами создали себе ад, каждый приложил руку, каждый понемногу.

Вся мерзость, что в жизни встречается – она не с Луны к нам заслана… Как это Ф.Ф. Преображенский говаривал у Булгакова: «Разруха – это не старуха с клюкой. Если я у себя в уборной буду мочиться мимо унитаза, то у меня в уборной настанет разруха». Вот он, смысл этой книги: мы сами делаем себе из жизни ад.

Так что же делать-то, чтобы в мерзости этой не погрязнуть, а?


 

Читайте так же:

Литературный уик-энд 

Литературный уик-энд 

 

Читал Э. Добролюбов

Газета «DAILY» — Новости России и мира