Приговор по делу Булгарии: от реальных сроков до освобождения в зале суда

Новости Татарстана

7 июля 2014 года оглашение приговора по делу гибели «Булгарии» было завершено.

Обвиняемые получили разные сроки лишения свободы.

Светлана Инякина получила 11 лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. Напомним, Инякина — генеральный директор компании-субарендатора и владельца судна «Булгария», потерпевшего крушение в 2011 году. Обвинение просило для Инякиной наказание в виде лишения свободы на 14,5 лет.

Старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов получил пять лет лишения свободы. Ивашов — эксперт компании-субарендатора, посчитавший, что «Булгария» может выйти в рейс. Этого фигуранта отпустили в зале суда по амнистии. 

Начальник казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев получил 6 лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима.

Главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора Владислав Семенов приговорен к пяти годам заключения с отбыванием срока в колонии общего режима. 

Старший помощник капитана судна «Булгария» Рамиль Хаметов приговорен к 6,6 годам заключения в колонии общего режима. Отметим, Хаметов — один из немногих, кто выбрался из тонущей «Булгарии» живым.

Суд смягчил наказания для всех обвиняемых. Выше мы уже отмечали, для Инякиной прокурор просил 14,5 лет лишения свободы. Сотрудники Ространснадзора Тимергазеев и Семенов могли получить по 8 лет лишения свободы. Хаметова прокурор требовал приговорить к 6,1о годам лишения свободы. 

Гибель Булгарии

Крушение теплохода «Булгария» — кораблекрушение, произошедшее 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».


На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъему теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России, Министерства транспорта России, МВД России,Минздравсоцразвития и коммерческих структур, в том числе Севзапканат (были разработаны уникальная оснастка для подъема теплохода). В итоге теплоход «Булгария» был поднят и транспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском затоне. Параллельно были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

10 июля 2012 года на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», открыт мемориал в память о жертвах этой трагедии.

Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших

Расследование

15 августа 2011 года Ространснадзор на своём официальном сайте опубликовал результаты собственной проверки, проведенной по факту крушения теплохода «Булгария». Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
— с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);

— с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий)[26];

— при силе ветра более 7 баллов (13,5 — 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна»; сила ветра на момент аварии составляла — 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
— в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;

— в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;

в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Манёвр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).

21 ноября 2011 года Общественная палата Российской Федерации представила заключение общественного расследования, из которого следует что экипажем не были приняты необходимые меры для подготовки судна к выходу в рейс, в соответствии с объявленным метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, в частности, экипаж «Булгарии» не обеспечил устойчивость судна, не задраил иллюминаторы, в том числе аварийные, не устранил поломку левого главного двигателя, а также не подключил средства связи к аварийным источникам питания, управление судном осуществлялось без учета его реальной нагрузки, говорится в сообщении. Наличие начального крена судна на правый борт, появление дополнительного крена при повороте судна влево, а также порыв шквального ветра и волнение (на водоеме) привели к интенсивному поступлению воды в корпус через открытые иллюминаторы и, как следствие, к потере устойчивости и затоплению судна.

В период с 03 июля 2014 года по 07 июля 2014 года (с перерывами) Московский районный суд города Казани под председательством Федерального судьи Якунина С. В. завершил оглашение приговора в отношении всех обвиняемых.

Газета «DAILY» — Новости России и мира