Россия: реальный рейтинг регионов

Новости Татарстана

Совсем недавно министерство регионального развития объявило 50 самых привлекательных городов страны. Рейтинг возглавили, конечно же, две столицы – Москва и Санкт-Петербург, а казанцам досталось лишь 6-е место.

Специальный корреспондент «Газеты DAILY» проехал более 5 тысяч километров от Калининграда до Ангары, чтобы понять, какая она, Россия «за МКАДом».

Наш путь в самый западный российский регион начинается с белорусского вокзала Москвы. Белорусским он называется исключительно из-за направления отходящих поездов, а по контингенту он давно стал среднеазиатским. Здесь вам предложат кучу различной ерунды – телефоны, ремонт обуви и даже московскую регистрацию. Впрочем, по сравнению с тем же Казанским вокзалом столицы, местные власти считают Белорусский вполне приличным местом. Именно сюда московский «Аэроэкспресс» доставляет десятки иностранцев каждым рейсом. Казанскому собрату «Ласточки», запущенному на этой неделе, остается пока только завидовать таким оборотам.

Калиниград

Как известно, попасть в российский анклав можно только на поезде, самолете, либо на личном автомобиле. Во втором случае нужен только российский внутренний паспорт и несколько тысяч рублей. Так по данным известного поисковика авиабилетов «Aviasales.ru» на ближайший пятничный вечер самый дешевый билет будет стоить более восьми тысяч рублей, с пересадкой в Киеве. А прямой рейс из столицы обойдется в девять тысяч рублей. Но самое интересное, конечно же, начинается при поездке железнодорожным транспортом, которая невозможна без заграничного паспорта. Абсурд происходящего прогрессирует с момента покупки билета, где, в случае если у вас нет действительной шенгенской визы, ваши данные отправляются в консульство Литовской республики. После этого вы ждете разрешения на проезд из России в Россию. Апогеем происходящего являются четыре границы, которые предстоит пересечь пассажирам за одну ночь. Пожалуй, такого нет нигде в мире: две встречи с литовцами и по одной с россиянами и белорусами. К слову, литовцам все равно — если вы едете не в Вильнюс, они, не глядя, поставят вам штамп на заветном разрешении.

Калининград, Рыбная деревня (современная реконструкция), рядом Дом Советом — построен на месте Кенигсбергского замка

Отдельно нужно сказать, что в Вильнюсе российские поезда прибывают на особую платформу, огороженную чуть ли не колючей проволокой, само собой, с видеокамерами. Вот она горячая любовь бывшей советской республики, в которой, кстати, наименьшее число русских, и которая не была замечена в крупных антироссийских скандалах как, например, Латвия и Эстония. Итак, если вы выдержали все это, то фирменный поезд «Янтарь» утром привезет вас на центральный вокзал «Калининград Южный», доставшийся России еще с немецких времен. Если верить рейтингу минрегиона, город занял 27-ое из 164-ех возможных мест.

Современный Калининград нельзя назвать смесью русского и европейского, скорее это нечто советское с вкраплениями былой роскоши. Большинство достопримечательностей пали жертвами бомбежек во время войны, а восстанавливать буржуйские замки советские власти не стали. Как итог, то немногое, что пережило войну, диссонирует с советскими высотками. Здесь часто можно услышать «у вас в России». А жители чаще бывают в Польше, с которой открыто малое приграничное движение, чем на «большой Родине». Немцы же здесь не менее частые туристы, чем россияне, даже на местном вокзале можно встретить немецкие надписи. Но чтобы понять весь смысл цитаты местного продавца сувениров: «Что вы хотите, это же русские!», нужно увидеть провинциальную «Восточную Пруссию».

Гердауэн, вид с заброшенной кирхи. Замок не сохранился

Десять километров от польской границы, формально попасть сюда можно только имея калининградскую прописку. Особая пограничная зона. Современный город Железнодорожный, в прошлом немецкий Гердауэн, на европейских картах его так по-прежнему и называют. Если верить путеводителю, то это единственный образец в России с «сохранившимися» домами периода Тевтонского ордена. На деле, это крупнейший пример национальной глупости. Полуразрушенные дома, пропитые лица местных жителей (не всех конечно, видимо нам так исключительно повезло) и никакого желания что-либо менять. Растяжка на одном из домов: «Чистый город для счастливого детства». Выглядит как издевательство.

Екатеринбург

Оставив Калининград за поворотом, мы перемещаемся в столицу Урала – Екатеринбург. Пока нам только обещают скоростную железную дорогу до бывшего Свердловска. Туда мы отправляемся на поезде Казань – Новый Уренгой, местного формирования. Как оказалось, не надо обольщаться, что до Москвы казанцев везет пафосный поезд премиум-класса «Татарстан». В направлении «на восток» ситуация с точностью наоборот. Здесь вы можете ностальгировать, например, о деревянных рамах или продувающих окнах. Вот уж где нужно проводить экскурсии для туристов. А мужики, которые едут на очередную смену в газовые закрома Родины, распивающие водку в соседнем купе, добавят колорита.

Екатеринбург, деловой центр

Екатеринбург занял все в том же рейтинге министерства регионального развития четвертое место. Из неоспоримых плюсов – туристический маршрут «Красная линия». Просто идете по красной линии, начерченной на тротуаре, и осматриваете все местные достопримечательности. Вероятно, Казани стоило бы перенять опыт уральских соседей, все-таки Универсиада надвигается. Впечатляет растяжка в метро «Хочешь заказать баллы ЕГЭ уже сейчас – тогда тебе к нам». К слову, платить 23 рубля за несчастные 9 станций екатеринбургского метрополитена это слишком. Раскошелиться стоит разве только за то, что это последний вздох советского метростроя. В любом случае, власти города явно позаботились о том, чтобы для приезжих он пристал в лучшем свете. На местном Арбате даже есть центр туристической информации, ни в одном другом из посещенных городов такого замечено не было. Наверняка эти удобства оценила Саша Грей, с которой «Газета DAILY», успешно «пересеклась» по датам визита на Урал.

Новосибирск

Сутки пути через российские просторы и созерцание развалившихся промышленных объектов советской эпохи, покосившихся деревенских домов и невылизанных, в отличие, от европейской части, платформ пригородных поездов и… Мы оказываемся в столице Сибири – Новосибирске.

Новосибирск, метромост через Обь

Крупнейший российский мегаполис за Уралом. Чем дальше на восток, тем меньше чего-то «аутентичного». Сибирь почти вся застроена типичными советскими многоэтажками. Если уральскую столицу разбавляли стеклобетонные высотки и архитектура 19-ого века, то Новосибирск – строгие проспекты и высотная «московская» застройка. Никаких излишеств и в метрополитене, собственно как и никаких протечек. Не чета Казани.

Новосибирск, Красный проспект

Самый длинный метромост в России соединяет как будто два совершенно разных города, разделенных широкой протокой Оби и чуть ли не таежными лесами. Но, тем не менее, «бронза» от российских властей в Москве.

Красноярск

Наконец, на нашем пути столица восточной Сибири – Красноярск.

Красноярск, вид на Коммунальный мост

Знакомый типичному «европейскому» россиянину по изображениям на десятирублевой купюре. Отреставрированные дома начала 20-ого века и современная застройка, затянутые туманом сопки и ревущий Енисей – всё это 9-ое место рейтинга минрегиона. На местной Красной площади первое, что бросается глаза – отделение «Единой России». А вдоль главного проспекта – с десяток скверов и лавочек, которых в Казани как раз и не хватает, позволят не устать простому туристу.

Красноярск, проспект Мира

Говорят, что пару лет назад город был совсем другим, но власти с размахом отметили 350-летие Красноярска и понастроили фонтаны, скверы и даже замостили площади.

Братск

Еще одна ночь и мы уже едем по Иркутской области, под «ногами» поезда тянется БАМ, который когда-то строили всей страной. За окнами то и дело мелькают лесозаготовительные базы – вот она лесная «заначка» страны. По путям тянутся составы с нефтью и углем – все только на запад.

 

Братск, советский долгострой «Дом пионеров»

Недаром сюда едут работать даже из Татарстана. В первую очередь на нефтяные месторождения за Леной, золотые рудники, а также на НПЗ в Тайшет и другие города по пути нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». В этом крае находятся одни из крупнейших ГЭС, которые продают энергию заодно и в Китай, алюминиевые и целлюлозно-бумажные заводы. Наш путь завершается в обычном российском городе – Братск, втором по величине городе Иркутской области. Здесь тоже, как и в Калининграде, говорят «там у вас». Москва кажется чем-то очень далеким, а дети из ближайших поселений ездят в город на экскурсии и в театр.

Все только начинается

За плечами лишь половина страны – Россия растянулась на восток на тысячи и тысячи километров. Везде разная, не везде понятная и, кажется, единственное, что ее «стягивает» в единое целое – тысячи километров стального полотна железных дорог. А рейтинги минрегиона кажутся такой глупостью по сравнению с реальной картиной жизни россиян. К чему цифры? Везде люди живут…

Газета «DAILY» — Новости России и мира