Берлинскую конференцию по урегулированию ситуации в Ливии нельзя назвать успешной. Переговоры между лидерами ПНС и ЛНА не состоялись, а итоговый документ повторяет Схиратские соглашения.
В минувшее воскресенье 19 января в Берлине состоялась международная конференция по Ливии. В ней приняли участие представители противоборствующих сторон, а также Россия, США, Франция, Китай, Британия и другие страны.
Формат конференции был очень похож на предыдущие подобные встречи, так и не приведшие к реальным результатам. Более того, глава ПНС Файез Саррадж и командующий ЛНА Халифа Хафтар — непосредственные участники конфликта — даже не присутствовали на переговорах. Судьба Ливии вершилась за закрытыми дверями без них.
В этом контексте слова госсекретаря США Майка Помпео о том, что «пришло время самим ливийцам решать судьбу своей страны», звучали комично, рассказал востоковед Андрей Онтиков в интервью Русской планете. Комментируя ситуацию, эксперт отметил, что итоговый документ полностью повторяет Схиратские соглашения — спустя четыре года Ливия фактически вернулась к началу своего пути.
Сейчас главный вопрос заключается в том, будут ли ПНС и ЛНА соблюдать итоговое соглашение, но и это далеко не единственная проблема. Участники конференции условились не поддерживать ни одну из сторон конфликта, но поведение Турции идет вразрез принятым договоренностям. Известно, что Анкара поддерживает Сарраджа оружием и наемниками на официальном уровне. Онтиков уверен, что Турция не выведет своих людей из Ливии.
На фоне этих событий возникает вопрос: насколько эффективна европейская площадка для проведения межливийских переговоров? Востоковед считает, что она «неуместна для решения подобных вопросов».
«Учитывая то, какую роль Европа сыграла в уничтожении ливийской государственности, проводить теперь на ее территории конференции с моральной точки зрения странно. Говоря о респектабельности, одно дело — принять красивый документ, другое — реализовать его «на земле», — отметил Онтиков.
По мнению эксперта, эффективными можно назвать лишь переговоры в Москве, где было объявлено перемирие между ПНС и ЛНА. Даже несмотря на то, что стороны не подписали итоговое соглашение, режим прекращения огня работает.
«Это успех российской дипломатии», — убежден Онтиков.
Ранее в Евросоюзе заявили, что только сама Ливия может прекратить конфликт. Но насколько это реально, учитывая, что противоборствующие стороны даже не участвовали в конференции? Эффективность европейской площадки для проведения подобных переговоров ставится под сомнение.