По счастливой случайности группа под руководством голландского аспиранта Мартейна Оэй обнаружила радиогалактику длиной не менее 16 миллионов световых лет. Пара плазменных шлейфов является самой большой структурой, созданной галактикой, известной до сих пор. Открытие опровергает некоторые давние гипотезы о росте радиогалактик.
В центре многих галактик таится сверхмассивная черная дыра , которая замедляет рождение новых звезд и поэтому сильно влияет на жизненный цикл галактики в целом. Иногда это приводит к бурным сценам: черная дыра может создавать два струйных потока, которые катапультируют строительный материал для молодых звезд из галактики почти со скоростью света. В этом бурном процессе звездная пыль нагревается так сильно, что растворяется в плазме и светится в радиосвете. Международная группа исследователей из Лейдена (Нидерланды), Хартфортшира, Оксфорда (Великобритания) и Парижа (Франция) собрала этот свет с помощью общеевропейского телескопа LOFAR, эпицентр которого находится в болотистой нидерландской «радиотьме». заповедник, где ваш смартфон намеренно теряет сигнал.
Изображение двух плазменных шлейфов особенное, потому что никогда раньше ученые не видели такой большой структуры, созданной одной галактикой. Открытие показывает, что сфера влияния некоторых галактик простирается далеко за пределы их непосредственного окружения. Как далеко, точно? Это трудно определить. Астрономические снимки делаются с одной точки зрения (Земли) и поэтому не содержат глубины. В результате ученые могут измерить только часть длины радиогалактики: низкая оценка общей длины. Но даже эта нижняя граница в более чем 16 миллионов световых лет огромна и сравнима с сотней Млечных Путей подряд.
Поскольку Земля не занимает особого места во Вселенной, маловероятно, чтобы такая большая галактическая структура находилась на нашем заднем дворе. И действительно: радиогигант находится в трех миллиардах световых лет от нас. Несмотря на это ошеломляющее расстояние, гигант вырисовывается в небе таким же большим, как Луна, что указывает на то, что структура должна была иметь рекордную длину. Тот факт, что радиоглаза телескопа LOFAR увидели гиганта только сейчас, объясняется тем, что шлейфы относительно слабые. Переработав набор существующих изображений таким образом, чтобы выделить тонкие узоры, ученые внезапно смогли обнаружить гиганта.
Исследователи назвали гигантское сооружение Алкионей в честь сына Урана, древнегреческого бога неба. Этот мифологический Алкионей был великаном, который боролся с Гераклом и другими олимпийцами за господство над космосом. Во всемирно известном Пергамском алтаре в Берлине высечена скульптура этого Алкионея.
Перья Альционея, возможно, раскрывают информацию о наиболее неуловимых нитях Космической Паутины. Космическая паутина — это другое название современной взрослой Вселенной, которая выглядит как сеть нитей и узлов, которые астрономы называют нитями и кластерами соответственно. Галактики в волокнах и скоплениях хорошо видны сами по себе, но обнаружение среды между галактиками было успешным только в скоплениях — за несколькими исключениями. Мог ли Алкионей изменить это?
Поскольку Альционей, как и Млечный Путь , обитает в нити, его шлейфы чувствуют встречный ветер при движении в среде. Это тонко меняет направление и форму плюмажей: они исполняют медленный танец с невидимым партнером. В течение многих лет ученые предполагали, что форма и давление в шлейфах радиогалактик могут быть связаны со свойствами волокон, но никогда прежде они не находили примера, где эта связь была бы столь правдоподобной, как в случае с Альционеем. А именно, шлейфы Альционея настолько велики и разрежены, что окружающая среда может относительно легко формировать их.
Космическая Паутина сохраняет свою форму, потому что сила притяжения гравитации компенсируется тепловым давлением среды в нитях и скоплениях. За последние два десятилетия стало ясно, что светящаяся звездная пыль, которую струйные потоки выбрасывают из галактик, согревает Сеть. Таким образом, центральные черные дыры в галактиках способствуют поддержанию крупномасштабной структуры нашей Вселенной. Это особенно примечательно, потому что черные дыры очень малы по сравнению с нитями и скоплениями. Как будто что-то размером с мрамор регулирует температуру Земли.
Что дало Alcyoneus его рекордную длину, пока остается загадкой. Сначала ученые подумали об исключительно массивной черной дыре, обширном звездном населении (и, следовательно, большом количестве звездной пыли) или необычайно мощных струйных потоках. Удивительно, но Алкионей во всех этих аспектах выглядит ниже среднего по сравнению со своими меньшими сестрами и братьями. Поэтому в будущем команда будет исследовать, может ли окружение радиогалактик объяснить рост гигантов.