Когда популяции Homo sapiens впервые прибыли в Китай и что произошло, когда они столкнулись с обитавшими там денисовцами или неандертальцами? Новое исследование в журнале Nature , проведенное международной группой исследователей, открывает окно в образ жизни охотников-собирателей 40 000 лет назад. Археологические раскопки на территории Сямабэй в бассейне реки Нихэван на севере Китая выявили наличие новаторского поведения и уникальных инструментов.
Открытие новой культуры предполагает процессы инноваций и культурного разнообразия, происходящие в Восточной Азии в период генетической и культурной гибридизации. Хотя предыдущие исследования установили, что Homo sapiens прибыл в Северную Азию около 40 000 лет назад, многое о жизни и культурной адаптации этих древних народов, а также об их возможном взаимодействии с архаичными группами остается неизвестным. В поисках ответов бассейн Нихэван на севере Китая с множеством археологических памятников возрастом от 2 миллионов до 10 000 лет назад предоставляет одну из лучших возможностей для понимания эволюции культурного поведения в северо-восточной Азии.
В статье, опубликованной в журнале Nature , описывается уникальная культура возрастом 40 000 лет на территории Сямабэй в бассейне Нихэван. Благодаря самым ранним известным свидетельствам обработки охры в Восточной Азии и набору различных каменных орудий , похожих на лезвия , Сямабэй содержит культурные выражения и особенности, которые являются уникальными или чрезвычайно редкими в северо-восточной Азии. Благодаря сотрудничеству с международной группой ученых анализ находок предлагает важные новые взгляды на культурные инновации во время расширения популяций Homo sapiens.
«Сямабэй стоит особняком от любого другого известного археологического памятника в Китае, поскольку он обладает новым набором культурных характеристик с самого начала», — говорит доктор Фа-Ганг Ван из Института культурных реликвий и археологии провинции Хэбэй, чья команда впервые провела раскопки. сайт.
«Способность гоминидов жить в северных широтах, с холодными и сильно сезонными условиями, вероятно, была обусловлена эволюцией культуры в форме экономических, социальных и символических адаптаций», — говорит доктор Шися Ян, исследователь из Китайской академии наук. наук и Институт истории человечества им. Макса Планка в Йене, Германия. «Находки в Сямабэй помогают нам понять эти приспособления и их потенциальную роль в миграции людей».
Одной из важных культурных особенностей, обнаруженных в Сямабэй, является широкое использование охры, о чем свидетельствуют артефакты, используемые для обработки большого количества пигмента. Артефакты включают два куска охры с разным минеральным составом и удлиненную плиту известняка со сглаженными участками с пятнами охры, все на поверхности окрашенного в красный цвет осадка. Анализ, проведенный исследователями из Университета Бордо под руководством профессора Франческо д’Эррико, указывает на то, что различные виды охры были доставлены в Сямабэй и обработаны путем измельчения и истирания для получения порошков разного цвета и консистенции, использование которых окрашивало жилье. пол. Производство охры в Сямабэй представляет собой самый ранний известный пример этой практики в Восточной Азии.
Каменные орудия в Сямабэй представляют собой новую культурную адаптацию для северного Китая 40 000 лет назад. Поскольку мало что известно о производстве каменных орудий в Восточной Азии до тех пор, пока микролезвия не стали доминирующей технологией около 29 000 лет назад, находки Сямабэй дают важную информацию о производстве инструментов в ключевой переходный период. Лезвиевидные каменные орудия в Сямабэй были уникальными для региона, причем подавляющее большинство инструментов были миниатюризированы, более половины из них имели размеры менее 20 миллиметров. Семь каменных орудий имели явные признаки того, что их держали на рукоятке, а функциональный анализ и анализ остатков показывают, что инструменты использовались для сверления, соскобления шкур, строгания растительного материала и разрезания мягких тканей животных. Жители городища изготовляли рукояти и многоцелевые инструменты,
Записи из Восточной Азии показывают, что примерно 40 000 лет назад современные люди пришли в этот регион с различными адаптациями. Хотя в Сямабэе не было обнаружено останков гоминидов, наличие окаменелостей современного человека на современном месте Тяньюандун и немного более молодых участках Салхита и Верхней пещеры Чжоукоудянь предполагает, что посетителями Сямабэя были Homo sapiens. Разнообразная каменная техника и наличие некоторых нововведений, таких как рукояти и охра .обработка, но не другие инновации, такие как формальные костяные инструменты или украшения, могут отражать раннюю попытку колонизации современными людьми. Этот период колонизации мог включать генетический и культурный обмен с архаичными группами, такими как денисовцы, прежде чем в конечном итоге его заменили более поздние волны Homo sapiens, использующие технологии микролезвий.
Учитывая уникальную природу Сямабэя, авторы новой статьи утверждают, что археологические данные не соответствуют идее непрерывных культурных инноваций или полностью сформированного набора адаптаций, которые позволили ранним людям распространиться из Африки и по всему миру. . Вместо этого авторы утверждают, что мы должны ожидать обнаружения мозаики инновационных паттернов с распространением более ранних инноваций, сохранением местных традиций и местным изобретением новых практик, происходящих в переходной фазе.
«Наши результаты показывают, что нынешние эволюционные сценарии слишком просты, — говорит профессор Майкл Петралья из Института Макса Планка в Йене, — и что современные люди и наша культура возникли в результате повторяющихся, но различающихся эпизодов генетического и социального обмена на больших географических территориях. , а не как единая, быстро распространяющаяся волна по Азии».