От вареной курицы до блюд от шефа: как менялось питание в российских поездах

Воспоминания россиян о поездках в электричках и поездах дальнего следования часто включают запахи еды. Жареная курица, вареные яйца, хлеб и свежие овощи – комбинация, многим знакомая с детства. Именно эти продукты пассажиры чаще всего брали в путешествие. Сегодня железнодорожный перевозчик предлагает приобрести питание от своего поставщика прямо в пути. Но это обойдется дороже, а вкус и качество могут оставить разочарование.

Больше 20 лет назад был дан старт реформы железнодорожной отрасли. Сама же история сферы насчитывает более сотни лет. Вместе с железнодорожным транспортом развивалась и система питания пассажиров. Еще со времен Российской империи в составы включали вагоны-рестораны, а особенно активно их стали внедрять в советское время. Однако цены там кусались, так что для многих пассажиров привычнее было взять перекус с собой.

«Покушать в вагоне мы любили. Как только поезд начинал отправляться, мы стелили газетку и выкладывали на стол отварную или жареную курочку, вареные яйца, огурцы, свежие или маринованные, помидоры, колбасу. Также брали с собой пирожки, вяленую рыбку, картошку, сваренную в мундире, бутерброды, выпечку, хлеб и соль», – вспоминают путешественники.

Пищу также можно было купить уже в пути. На перронах вдоль популярных маршрутов дежурили местные жители, чтобы на остановках предложить пассажирам домашнюю продукцию. Ни о какой сертификации и стандартах тогда речи не шло, зато покупки обходились куда дешевле, чем ассортимент привокзальных кафе и тех же вагонов-ресторанов.

«С особой теплотой вспоминаю бабушек на перроне с горячей картошечкой с укропчиком и малосольными огурчиками! А еще ягодки в кулечке!», – пишут очевидцы.

«Раньше прям к вагону подносили горячую картошку и курицу, и пироги. Так же если поезд ехал с юга, то ведрами можно было купить груши, абрикос и т.д. А в Туле – тульский пряник. В Ростове на Дону копченая рыбка и раки. Сейчас увы торговля запрещена, только палатки на перроне. Но там ничего вкусного нет и все дорого», – сокрушаются путешественники.

Привычки характерны не только для поездов дальнего следования, но и скоростных составов. Например, для так называемых «собак» – зеленых электричек, курсировавших между Тулой и подмосковными станциями в 60-е – 70-е годы. Их также называли «продуктовыми электричками», так как в них ездили за дефицитными товарами, в том числе пищевыми.

«Верхом удачи для нас тогда была курица гриль. Также в привокзальных забегаловках можно было перекусить шпикачками, чебуреками и сосисками в тесте – все это было для нас в диковинку. В особом почете были продукты, которые было сложно достать в Туле (копченая колбаса, мясные консервы, тушенка, хрустящий картофель и т. д.)», – пишет блогер Сергей Бирюк.

С развитием пищевой промышленности колбаса и консервы перестали быть дефицитом. Изменился и перечень продуктов, которые принято брать в поезд. На смену домашней еды пришли блюда быстрого приготовления, например, лапша или картофельное пюре в стаканчике. А также снеки в удобной упаковке: орешки, чипсы, шоколадные батончики. 

Однако на волне текущего тренда на здоровое питание многие пассажиры все же предпочитают полноценные блюда. Поставщики РЖД готовы предложить таковые современным пассажирам. Так, в скоростном поезде «Сапсан» питание можно получить, заказав его при покупке билета. Либо купив по меню в вагоне-бистро. Правда, по отзывам пассажиров, первое представляет собой перекус и напитки по цене комплексного обеда в кафе. Второе по стоимости и названиям также не уступает уровню ресторанов. Но прочие качества нередко огорчают потребителей.

«Стоишь как в ларек за беляшами, тебе там какую-то плошку в картоне греют… В ней что-то, невнятно-пожухшее со вкусом синтетики кусочками набросано. Нет, серьезно – почему это стоит в районе 500 рублей? Это даже не буфет в полном смысле, и тем более не ресторан», – жалуются пассажиры.

В электричках «Ласточка» полноценные обеды и завтраки доступны только клиентам бизнес-класса. Для остальных предусмотрен «мобильный бар» с перекусами. Все питание готовит тот же производитель, что и для «Сапсанов» – RBE Group. А сами тележки раздражают пассажиров, так как постоянно перегораживают узкие проходы между креслами.

Несмотря на недовольство пассажиров ценами, порциями и вкусом готовых блюд недавно в РЖД решили распространить опыт скоростных поездов на поезда дальнего следования. В прошлом году такое достижение вагоностроения, как вагон-ресторан, ушло в прошлое. Во многих составах ему на смену пришли бистро с подогревом готовых блюд. По отзывам некоторых пассажиров, выгоднее вернуться к старой доброй традиции брать еду с собой, чем так питаться.

Газета «DAILY» — Новости России и мира