Международная исследовательская группа, в которую входят биологи из Санкт-Петербургского университета, выявила передающуюся линию рака у дальневосточных мидий. Заболевание может отрицательно сказаться на популяциях этих моллюсков, которые активно разводятся в России.
«Трансмиссивный рак был впервые обнаружен у собак в середине 19 века. Он передается половым путем от больной собаки к здоровой, при этом сами раковые клетки являются инфекционным агентом. В 1990-х годах у собак был обнаружен заразный рак. Поскольку рак был обнаружен только у двух видов млекопитающих, ученые привыкли думать, что он довольно редок в природе. Однако пришло время пересмотреть эту точку зрения. Трансмиссивный рак, по-видимому, довольно широко распространен среди двустворчатых моллюсков. — говорит Мария Сказина, научный сотрудник кафедры прикладной экологии Санкт-Петербургского университета и первый автор публикации в Scientific Reports.
Диссеминированная неоплазия (ДН) — это крупномасштабное смертельное онкологическое заболевание двустворчатых моллюсков, которое можно сравнить с лейкемией позвоночных. У больных мидий есть раковые клетки, которые циркулируют в гемолимфе, функциональном аналоге крови. По мере развития новообразований они проникают во все ткани и органы, нарушая их работу.
Причины этого заболевания впервые были описаны в 2016 году в статье, опубликованной группой ученых под руководством Майкла Мецгера в журнале Nature. Авторы показали, что диссеминированная неоплазия — это трансмиссивная линия рака. Его клетки имеют собственный генотип, отличный от генотипа моллюсков-хозяев. В каком-то смысле они паразиты, передающиеся от больных к здоровым.
«В прошлом году было опубликовано исследование, предлагающее механизм передачи раковых клеток между людьми. Когда мидия находится в состоянии стресса, клетки ее гемолимфы могут покинуть тело, некоторое время существовать в окружающей среде, а затем вторгнуться в другие мидии. Этот процесс наблюдается и у здоровых моллюсков. Казалось бы, раковые клетки тоже могут использовать этот механизм», — говорит Мария Сказина. «Однако это только гипотеза. Чтобы проверить ее, необходимы сложные экспериментальные исследования».