Александр Паршинцев о нюансах использования мультимедийного оборудования в учебном процессе

Общество

Мультимедийное оборудование окружает нас повсюду. Дома мы смотрим телевизор, слушаем музыку, в торговых центрах видим рекламные экраны и информационные стойки или киоски, во время совещаний показываем презентации, выводя изображение через проектор. Многие сталкивались с ситуацией, когда жалели о том, что взяли телевизор маленькой диагонали (надо было дюймов на 5-10 больше), или рекламный экран мало заметен, или во время совещания мы видим, как старается докладчик, но половина присутствующих его не слышит, из-за чего теряет интерес. Все эти ошибки являются результатом неправильного проектирования.

В сфере образования подобные ошибки могут сыграть достаточно злую шутку. Студенты могут не усвоить материал только потому, что им не были видны слайды, которые показывал преподаватель, или они не слышали, что он говорил. Поэтому тем, кто отвечает за оснащение учебных классов, очень важно знать некоторые базовые вещи.

В настоящее время все больше учебных классов оснащаются ЖК панелями, но от проекторов пока еще не отказываются. Проекторы пользуются высоким спросом, так как позволяют получить достаточно большую диагональ изображения при минимальных размерах, изображение от проектора легче воспринимается глазами по сравнению с изображением на ЖК панелях, проекторы имеют светодиодный источник света, а ресурс их работы составляет до 100 000 часов (около 11 лет работы).

Размер экрана и расстояния

Для комфортного восприятия информации существует ряд требований, которые рекомендуется соблюдать при подборе оборудования. Нижний край экрана должен быть на высоте от 90 до 125 см от пола. Расстояние до первого ряда не должно быть больше диагонали экрана. Расстояние до последнего ряда не должно превышать 4-е высоты экрана для изображений формата 4:3; для изображений формата 16:9 расстояние до последнего ряда не должно быть больше чем 3,3 высоты экрана.

При необходимости рекомендуется добавить дублирующие экраны, а не изменять размеры самого экрана, это может плохо сказаться на качестве восприятия контента.

Яркость проектора

Яркость проектора зависит от площади экрана и яркости внешней засветки, которую лучше всего замерять специальным прибором, люксометром. Если его нет, то можно воспользоваться усредненными значениями: помещение с освещением люминесцентных ламп – 300 Люкс, а лампами накаливания – 100 – 150 Люкс.

Контрастность изображения 

Средняя достаточная контрастность изображения для показа презентаций – 5:1.  Хорошей контрастностью считается – 10:1.

Зная размеры экрана и необходимую контрастность изображения, мы можем рассчитать яркость проектора. Для этого необходимо, во-первых, замерить яркость внешней засветки в месте установки экрана. Умножить ее на необходимую контрастность, из получившегося числа вычесть замеренную яркость внешней засветки.

Во-вторых, полученное значение мы должны умножить на площадь экрана (м2). Результатом умножения будет являться необходимая яркость проектора, выраженная в АнсиЛюменах.

При оснащении учебных классов важно должное внимание уделить акустической составляющей. Нужно понимать, что эффект стереозвука можно добиться только в небольших помещениях и для небольшого количества людей. Поэтому в учебных классах средних и больших размеров лучше отдать предпочтение равномерности распределения звука, и пусть это будет моно. Правильный акустический расчет помещения позволяет получить хорошую слышимость и разборчивость речи в любой точке аудитории, а также в большинстве случаев сократить количество акустических систем.

При использовании акустических систем с креплением на стене важно их разместить так, чтобы звук шел в лицо слушателям. Нужно размещать динамики в одном направлении: повесить пару динамиков по бокам от экрана, а дублирующие – в середине помещения, так чтобы они были направлены на дальние ряды. Важно помнить про такую характеристику динамиков, как углы раскрытия. Иногда достаточно чуть-чуть повернуть или наклонить динамик, и слушать преподавателя ученики могут намного комфортнее.

В настоящее время на рынке есть достаточно решений от разных производителей, позволяющих использовать во время уроков мобильные устройства. Это актуально, когда ученик не может физически присутствовать на уроке, а пропускать материал или контрольную нежелательно. Учащийся может с помощью ноутбука или планшетного компьютера виртуально присутствовать на уроке. При этом аудио и видео будет передаваться в обоих направлениях, т.е. ученик и преподаватель могут общаться в режиме реального времени. Помимо этого учащийся может видеть в отдельном окне на экране компьютера изображение с доски и при необходимости оставлять свои комментарии или отвечать на вопрос.

Возможности современного мультимедийного оборудования на этом не заканчиваются, важно правильно внедрить их в учебный процесс и регулярно использовать.

Александр Паршинцев
Генеральный директор ООО «АВинт»

Газета «DAILY» — Новости России и мира