Глобальная логистика в современном мире представляет собой нервную систему международной торговли, связывающую компании, рынки и потребителей по всему миру. Однако эта сеть, несмотря на свою сложность и эффективность, подвержена влиянию разнообразных кризисных ситуаций. Нестабильные экономические условия, политические конфликты, глобальные пандемии и природные катаклизмы ставят перед компаниями множество вызовов.
«Такие кризисы могут нарушить привычные маршруты поставок, вызвать дефицит ресурсов и изменить стратегические приоритеты компаний», — отмечает эксперт в области логистики Алексей Цыбин. Он подчеркивает, что в таких условиях логистика должна быть гибкой, адаптивной и устойчивой, чтобы преодолевать трудности и минимизировать их влияние на потребителей.
Первой и наиболее важной стратегией Алексей выделяет гибкость и быструю адаптацию к постоянно меняющимся условиям. Специалисты должны быть готовы к быстрой перестройке логистических маршрутов и операционных процессов, чтобы преодолеть любые возникающие ограничения и трудности.
«Мы обязаны адаптироваться к каждому изменению, чтобы конечный потребитель не почувствовал провала в поставках», — подчеркивает эксперт. По его мнению, в любой компании любая компания должна акцентировать свое внимание на необходимости мгновенно реагировать на возникающие трудности.
Пандемия Ковид-19 стала поворотным моментом для всего мира, вынудив компании пересмотреть свои процессы и внедрить новые рабочие режимы. «Большая часть сотрудников перешла на удаленный режим, а те, кто остался в офисе, работали по сменам, чтобы снизить плотность присутствия в офисных помещениях», — рассказывает Алексей. Кроме того, компании пришлось переоборудовать рабочие места сотрудников дома за свой счет, приобретая мебель и технику для удобства и эффективности их работы. Благодаря этим мерам сотрудники смогли быстрее адаптироваться к новым условиям труда. Фирма McKinsey провела исследование, которое показало, что 80% компаний отметили необходимость обеспечения бесконтактной доставки для безопасности сотрудников. Такие меры позволили сохранить непрерывность цепочек поставок даже в самых сложных условиях.
«Стратегия должна присутствовать всегда» — утверждает Алексей. Компании всегда разрабатывают эффективные стратегии для смягчения рисков и обеспечения непрерывности деятельности. Они распределяют логистические объемы между несколькими партнерами, чтобы в случае кризиса было возможно перенаправить поставки, сохранив при этом качество, эффективность и удовлетворенность клиентов. Это подтверждается отчетом Accenture, в котором говорится, что 48% компаний пересматривают свои стратегии, чтобы стать более устойчивыми к будущим кризисам.
По данным Gartner, 85% компаний считают роль аналитики и бизнес-интеллекта ключевым в принятии решений во время кризиса. Тщательное исследование данных помогает выявить слабые места и сферы, требующие корректировки. Аналитические инструменты помогают компаниям отслеживать эффективность операций и адаптироваться к изменяющимся условиям в режиме реального времени.
«Сильные отношения с партнерами по бизнесу и командами позволяют преодолевать трудности совместно», — рассказывает Алексей. Не стоит забывать о том, что координация работы с партнерами и командами, особенно в случае международных компаний, крайне важна для успешного управления. Алексей акцентирует внимание на значимости прочных деловых отношений и открытого диалога.
Специалисты научились находить пользу в каждой кризисной ситуации. Это позволяет выявить слабые места, требующие улучшения, и дает возможность проводить оптимизацию процессов. В этом им помогает постоянное развитие логистики и внедрение инноваций. Каждый кризис представляет собой возможность улучшения и внедрения новых способов и путей доставки. Компании, обладающие способностью подстраиваться под ситуации, способны извлечь выгоду даже из самого тяжелого кризиса.
В конечном счете, успех в условиях кризиса зависит, в первую очередь, от умения специалистов быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и использовать данные для принятия взвешенного решения. Путем постоянного внедрения инноваций и стратегического планирования, они способны укреплять свою устойчивость и конкурентоспособность. Такой подход обеспечивает стабильность в непредсказуемых ситуациях.
Вероника Ярцева