Эксперт по работе с Европейским судом по правам человека Антон Рыжов подробно рассказал о том, какие жалобы граждан Российской Федерации, направляемые в ЕСПЧ, успешно удовлетворяются в Страсбурге.
В каких случаях гражданам РФ приходится обращаться в Европейский суд по правам человека?
На этот вопрос можно ответить и просто, а можно и сложно. Давайте, пожалуй, начнем с простого. Наши граждане, не удовлетворяясь судебными решениями, которые выносит наше правосудие в гражданских, уголовных и административных процедурах, полагают, что ЕСПЧ, некая Страсбургская инстанция, в которой можно обжаловать всё что угодно, если это не в пользу человека. А ведь в национальных судах (это логика любого правосудия) будет всегда несогласный человек, в чью пользу решения не вынесено. Именно поэтому неправильно будет, что называется, понимать под ЕСПЧ суд так называемой «четвертой инстанции». Я всё же полагаю, что Страсбургский суд – это Конституционный суд Европы, который призван решать наиболее наболевшие, спорные и неочевидные дела. Условно говоря, за выплату вам 3 000 рублей ходить в ЕСПЧ, чтобы через много лет вам отказали в малозначительности, – ну это на ваш страх и риск.
Есть ли типовые дела, по которым периодически и успешно россияне выигрывают в Страсбурге?
Совершенно верно. Но тут надо сразу исходить из сути вашего спора – тем более что для обращения в ЕСПЧ необходимо пройти все инстанции российских судов. И это зависит от типа нарушения, на которые вы будете жаловаться. По общему правилу, жалобу надо подать не позднее шести месяцев с момента окончательного судебного решения по вашему делу. Но что же является таким решением? Это зависит от сути вашего дела. По уголовным делам окончательным решением, как правило, будет апелляционное определение на приговор суда первой инстанции. Сюда же мы относим дела по КоАП (например, задержания по несогласованным митингам, задержания в состоянии управления в нетрезвом виде и т.д.).
По гражданским делам долгое время необходимо было проходить всего две инстанции, но несколько лет назад позиция ЕСПЧ претерпела изменения. В делах «Абрамян и Якубовские против России» (12 мая 2015 года) и «Трапезников и другие против России» (5 апреля 2016 года) ЕСПЧ указал, что заявителю для исчерпания правовых средств защиты по гражданскому делу необходимо пройти 4 инстанции российских судов: суд первой инстанции, суд второй инстанции по апелляционной жалобе и два суда по кассационным жалобам. Другими словами, получив отказ из Верховного суда РФ в передаче кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам, можно направлять жалобу в ЕСПЧ. Однако заметим, что готовиться к обращению в Страсбург желательно заранее: стоит предусмотреть такую возможность уже на стадии разбирательства в суде первой или второй инстанций. В ходе процесса целесообразно поднять вопрос о нарушении Европейской Конвенции, посвятить этому вопросу часть своей апелляционной или кассационной жалобы.
Какие наиболее типичные ситуации случаются, когда речь идет о подаче формуляра в ЕСПЧ?
Мне, наверное, будет проще говорить по статьям Европейской Конвенции, на которые жалуются граждане. Начнем со статей 2 и 3 Конвенции – в них закреплены самые фундаментальные права. Право на жизнь и свобода от пыток – это всё, что касается ситуаций при взаимодействии с вами или вашими родными сотрудников силовых структур, полицейских, службы исполнения наказаний, приставов, ФСБ и т.д. Не дай Бог с человеком что-то случилось или родственники получили труп из отдела полиции, ИСВ, СИЗО, КАЗ, ИК – за это, как правило, будет отвечать Российская Федерация. И не все так просто: власти по закону будут обязаны провести уголовное расследование, возбудить дело, установить и наказать виновных, а также выплатить жертве разумную компенсацию. Такие дела с ЕСПЧ вот уже более 15 лет ведет Нижегородская правозащитная организация «Комитет против пыток», где я имел честь работать 8 лет.
Сюда же, к статье 3 Конвенции (запрет бесчеловечных обращений), примыкает всё, что касается условий в наших следственных изоляторах, отделах полиции, а порой и в ШИЗО исправительных колоний – целый спектр нарушений (кто с этим сталкивался, тот поймет). Сюда же входят семейные права и права переписки с заключенными, о чем часто забывают.
Еще одна моя любимая статья – это статья 5 Конвенции. В ней речь идет обо всем, что касается процессуальных гарантий ограничения свободы: будь то задержание в рамках уголовного или административного судопроизводства, либо принудительное лишение. Там свои процессуальные «заморочки». Особый вопрос – это гарантии при заявлении лица под стражу в качестве меры пресечения, то есть в СИЗО. Это очень большой пласт проблемы.
Антон РЫЖОВ, эксперт по работе с Европейским судом по правам человека с более чем 10-летним стажем.