Инженер Алексей Марковец внес существенный вклад в один из наиболее амбициозных проектов в мировой энергетике – строительство «Северного потока». Будучи дипломированным инженером газотурбинных установок и зная английский язык в совершенстве, Алексей тесно взаимодействовал с поставщиками, принимающими участие в строительстве и пусконаладочных работах на газопроводе. В эксклюзивной беседе с корреспондентом нашего издания он поделился своим опытом работы с мировыми гигантами, такими как Rolls-Royce. Его история демонстрирует важность глобального сотрудничества в области энергетики и высокий профессионализм отечественных специалистов.
В 2010 году Алексея Марковца, выпускника Санкт-Петербургского Государственного Морского Технического Университета – единственного российского вуза, который готовит первоклассных специалистов по всему спектру кораблестроительных специальностей – пригласили в крупнейшую газовую компанию «Газпром», где он стал частью уникального проекта под названием «Северный поток». Это самый длинный подводный трубопровод в мире, протянувшийся на 1224 километра, через который Европа получает российский газ.
«Когда я присоединился к «Газпрому», шло грандиозное строительство первой ветки газопровода. Он открылся в 2011 году. Меня вдохновила сама концепция проекта, которая предполагала, что Европа, в частности Германия, сможет напрямую получать российский природный газ через Балтийское море, в обход всех транзитных стран. Это способствовала бы укреплению экономических связей между Россией и странами Европы. Проект был выгоден для всех сторон: Германия могла бы удовлетворить свои растущие энергетические потребности, а Россия – увеличить экспорт газа», – рассказывает Алексей Марковец.
Алексей работал сменным инженером в городе Выборг, где расположена компрессорная станция «Портовая», считающаяся отправной точкой газопровода. В этом месте давление в трубе составляет 220 бар – это очень высокий показатель, для поддержания которого нужны мощные компрессорные установки. В качестве двигателей использовались газотурбинные установки. Для «Северного потока» такие турбины были изготовлены всемирно известной компанией Rolls-Royce. С ней был заключен контракт на поставку шести турбин мощностью 50 МВт и двух турбин мощностью 27 МВт. Работать с таким дорогостоящим и технически сложным в эксплуатации оборудованием, а тем более контролировать его качество могут лишь единицы. Эту ключевую задачу в «Газпроме» выполнял Алексей, который был дипломированным инженером с высшим образованием и прошел обучение в области перекачки природного газа. Он следил за техническим состоянием турбин, обеспечивал их бесперебойную работу и своевременное обслуживание. Его работа была залогом стабильных поставок природного газа в Европу, ведь всего один день простоя мог стоить более 100 млн рублей.
«Газоперекачивающие агрегаты от Rolls-Royce были разработаны на базе авиационного двигателя для Boeing-777 и изготовлены на канадском заводе. Мощность турбины составляет 50 000 кВт. Говоря простым языком, это свыше 68 000 лошадиных сил! Для сравнения, мощность танка составляет около 1000-1200 лошадиных сил. Работа с таким оборудованием требует не только высокого профессионализма, но и понимания его особенностей. Вращение от турбины передается на компрессор, который компримирует природный газ до давления 220 бар. Если не будет достаточного давления, то по трубе идет гораздо меньше голубого топлива. Моя роль заключалась как раз таки в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу этих турбин на протяжении всего проекта», – рассказывает Марковец.
Благодаря ответственному подходу к делу, выдающимся техническим знаниям и умению коммуницировать молодой специалист быстро набрал авторитет в глазах коллег и пошел на повышение. Всего через год он стал инженером газокомпрессорной службы, а потом дорос до инженера второй категории. Приходя на площадку, иностранные специалисты первым делом интересовались: «Где Алексей?» Они прислушивались к его мнению.
«Специалисты Rolls-Royce признавались, что им комфортнее работать со мной. Существенную роль в этом сыграло знание английского языка и то, что я быстро нахожу общий язык с людьми разных возрастов и культур. Мы делились с немецкими, американскими коллегами опытом в производстве, они часто приглашали меня на встречи после работы. Благодаря нашему сотрудничеству проект «Северный поток-1» был реализован в срок. Это стало примером успешного взаимодействия между российскими и иностранными компаниями в области энергетики и подтвердило высокий профессионализм отечественных специалистов», – заключил Марковец.
«Северный поток» дал старт успешной карьере Алексея Марковца. После запуска газопровода он получил офферы в американские и европейские организации и уже 11 лет успешно трудится в швейцарской компании Nord Stream AG.
Егор Антипов.