Почему наши сериалы г*? Режиссерский разбор.

Культура

 

Мы часто говорим, что наши сериалы плохи. При этом чаще всего мы основываемся на субъективных ощущениях, ну не понравилось и выключаем.
Даже такие «топеры», снятые дорого-богато для центральных каналов, по известнейшим книгам, не нравятся и — вырубаем.
Но давайте не будем голословны. Давайте говорить профессионально. Мы же профессионалы-кинематографисты, давайте разберем небольшой кусочек кино. И посмотрим, почему же сериал сей плох
Возьмем небольшую не очень важную, 2-х минутную сцену в самом начале (а значит, важная, ибо первая сцена — важна) 3-й серии только что вышедшего сериала «Бесы», где в титрах все патриархи нашего российского кинематографа.
Суть сцены в том, что один герой сидит, другой к нему подходит и что-то говорит с угрозой. Угроза — главное в этой сцене. А следовательно, от драматургии, должно шагать и решение самой сцены. Меня так учили, короче. Что все должно работать в сцене на ее главное. Тогда и получается кино.

 

Смотрим, первый кадр. Герой сидит на берегу озера. Живописного! Красиво? Да! Кадр — статика. Но почему? Красивое же озеро. Почему это не заявить, не обнаружить, не «продать», как говорят те же самые продюсеры? Да продать и не пролюбить экспедицию группы, которая ездила на озеро, тратились деньги. И не то, чтобы выжать все из объекта,  пространства, нет, но хотя бы не вот так просто все слить в унитаз! А надо бы сделать! Ведь озеро, начало сцены, заявить атмосферу. Наездом, краном, телегой. Возьми слайдер, вгиковец! Почему банально не «выехать» из-за травки? Почему не «упасть» краном с озера? Почему не начать с детали «уточки».
Почему мы смотрим на тупой статичный план с кустами и спиной героя?

Неужели ничего нельзя было придумать? Чтобы в начале сцены задать ее атмосферу, динамику, нагнать таинственности или показать пару бытовых деталей, которые отразили бы ну не знаю, историческое время или безмятежность героя?
Почему?

Второй кадр. Идет второй герой. Тоже статика. Такой же усредненно-общеватый сериальный план и трава. Ни первого плана, ни деталей, ничего.

Третий кадр. Первый герой встречает второго. Мертвый статичный кадр, тоже средненький. Камера не хочет, ей тупо лень подчеркивать состояние героя, взять его крупнее, снять его с другого ракурса, через веточку, которую он теребит в руке.

Ничего не придумал режиссер с оператором. Тупо сидит герой.

Начинается разговор. Видим фантастически оригинальную композицию. Все криво и косо, о выдумке уже речи нет.

Самый крутой кадр сцены. Красота… У вас уже появилось ощущение, что все кадры одинаковы? Та же травка по углам композиции. Тот же ракурс на озеро. В павильоне что ли это снимали? Где озеро? Где детали? Опять статика и травка. По-прежнему ничего нет.

Далее идет разговор, и еще 1,5 минуты сцены. Далее можно уже ничего не анализировать. Ибо это бессмысленно. Мы видим с вами набор абсолютно одинаковых, по крупностям и композиции, кадров. Скука смертная. Смерть профессии. Вот и всё.

На этом несчастном среднем, который мы увидели за 2-х минутную сцену раз 30-ть, сцена просто обрывается. Ни выхода из сцены, ни акцентов. Актер старался. Но мы увидели статику и травку. Ни озера не увидели, ни воды, отражения какого-нибудь, уточек, деревья, ни одного общего плана, ни одного движения камеры (кроме панорамы одной там где-то внутри, со штатива), не увидели деталей, ничего.

А, да! «Тревожность» бракоделы навели следующим образом. Когда один герой сказал второму угрожающую реплику, мы увидели кадр, на который режиссер положил ДИКО ТРЕВОЖНУЮ МУЗЫКУ — уууууу, говорила музыка, оооо, смотрел герой в кадр сурово, ааааааааа, должен был испугаться зритель куска тревожной музыки.

Но зритель почему-то выключил третью серию, в самом начале.

Зритель пошел и качнул сериал, ну например, Джейн Кэмпион, режиссера не вот величайшего, но… Вот сериал «Вершина озера», ничего грандиозного, но… Тоже вот в самом начале сериала есть 2-х минутная сцена, я не буду ее анализировать, я просто положу сюда несколько кадров. И да, ни одного статичного кадра, кадры короткие и все понятно без слов. Это банальная сцена того, как девочка едет по улице на велосипеде. Ничего особенного. То есть это даже не сцена, а введение в нее, зарисовка, иллюстрация. Пустяковая вещь. Но посмотрите, как режиссер с оператором работают с атмосферой, пространством, передним планом, композицией. На цвет изображения можно не смотреть, разное время. Да, кстати, по освещению сцена из «Бесов» тоже была жестоко пролюблена — ни одной тени, ни рисунка, ни подчеркнутых летних красок (например, «жирности» лета, жары, которую мы не почувствовали, а как бы должны, ибо это кино), ничего не было сделано и для разделения персонажей, опять же по цвету, свету, кадру. Тупо «восьмерка» и та на одной крупности… Впрочем, тьфу на нее. Картинки вот ниже.

Прошу прощения за такой, впрочем, очень облегченный разбор. Меня тошнит. И я пойду дальше смотреть это забугорное мыло.

 

***

Разбор делал Арсений Гончуков. Ещё больше кино в нашей рубрике.

Газета «DAILY» — Новости России и мира