Это стреляли в нас

Новости Татарстана

Покушение на мусульманских священнослужителей в Казани – событие трагическое и экстраординарное, но, к сожалению, укладывающееся в логику российских тенденций последнего времени. Линия фронта войны за души мусульман переместилась с Северного Кавказа в центр России.

Как ни цинично это звучит, но к терактам в отношении мусульманских священников на Северном Кавказе все уже привыкли. Международному терроризму нужны не столько жизни людей, сколько их души. Идеология – гораздо более эффективный помощник, чем автомат Калашникова. Внедри идеи ваххабизма (радикального течения ислама) в души сколько-нибудь значительной части людей – и используй эту «пятую колонну» по своему усмотрению: хоть для убийства «неверных», хоть для отделения от России, хоть для решения меркантильных задач.

У меня нет никаких данных о ходе следствия (думаю, у следствия никаких данных тоже пока нет). Но почему-то есть глубокое убеждение, что причина убийства Валиуллы-хазрата Якупова и покушения на жизнь Илдуса-хазрата Файзова – именно идеологическая. Именно благодаря таким хазратам, которые могут не только слушать, что говорят, скажем, саудовские единоверцы, но и подвергать сомнению, анализу с точки зрения соответствия Корану все ими сказанное, в Россию не слишком проникла зараза ваххабизма.

Представьте себе ситуацию двадцати — пятнадцатилетней давности: фактически, полный духовный вакуум, в Казани – ни одной духовной школы, имамами мечетей, количество которых увеличивалось едва ли не ежедневно, становился кто угодно: в лучшем случае – школьные учителя, в худшем – трактористы. Просто потому, что подготовленных кадров не было в природе. И тут на авансцену выходят «друзья» из Саудовской Аравии или Катара – респектабельные, богатые, бородатые. Хотите, чтобы мы вам помогли? Пожалуйста! Хотите у нас учиться? Милости просим! И ничего не требовали взамен, кроме «пустяка» — прислушаться к их интерпретации ислама, радикально отличающейся от той, что исповедовали предки современных татар со времен Волжской Булгарии. Только самые умные и образованные говорили тогда об опасности такого сближения – например, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России Талгат Таджуддин. Казалось, ситуация выходит из-под контроля. На Северном Кавказе, собственно говоря, она из-под контроля вышла. Но в двух ключевых регионах России – Татарстане и Башкирии – ее удалось переломить. Выросло новое поколение духовных лидеров, которые не смотрели в рот восточным единоверцам, а вступали с ними в содержательные дискуссии. Убитый Валиулла-хазрат Якупов – один из наиболее ярких представителей новых татарских богословов, блестящий полемист, значительную часть своих трудов посвятивший идеологической борьбе с ваххабизмом. По сути, благодаря Валиулле-хазрату и его единомышленникам, в Казани сформировалась новая богословская школа, которая черпала духовный опыт не в относительно новых радикальных течениях, а в классическом понимании учения пророка Мохаммеда. Так стало понятно, что ислам исламу рознь.

Не знаю, правда или нет, но, говорят, при строительстве мечети Кул Шариф в Казанском кремле Минтимер Шаймиев отказался от саудовских денег, хотя и предлагали – построили на свои.

А теперь, как ни странно, давайте перейдем без всяких предисловий к Русской Православной Церкви – позже станет понятно, зачем.

Православию в этом смысле повезло больше – в нем нет таких сильных радикальных течений, которые способны разрушить Русскую Православную Церковь изнутри. Именно поэтому мы уже несколько месяцев наблюдаем хорошо организованную и четко спланированную кампанию по дискредитации Церкви и Патриарха. Изнутри разрушить Церковь нельзя, но можно ведь попытаться сделать это снаружи…

И совершенно логично в этот тренд встраиваются различные московские «болотные» протесты. С чего бы вдруг это все так удачно совпало?

Короткое лирическое отступление, просто чтобы было понятно… Я, как большинство образованных людей моего поколения, придерживаюсь умеренно либеральных взглядов. Я ни разу в жизни не голосовал за Путина. Я сочувствую любому проявлению общественной активности – включая московские митинги. И я, упаси Бог, не верю ни в какие теории заговора – больше, чем мы сами себе, нам еще никто не навредил. Но нельзя не замечать очевидных вещей: московские митинги стали носить откровенно деструктивный характер; атаку на Русскую Православную Церковь при всем желании нельзя считать спонтанной и неспланированной – очень уж слаженно все происходит; попытка дестабилизировать ситуацию среди мусульман – очевидное и недвусмысленное продолжение этого тренда. «Арабская весна» в Тунисе, Египте, Сирии начиналась точно так же. 

Татарстан и мусульманское духовенство республики – самая крупная мишень из всех возможных в исламском мире России.    

Поэтому для любого православного человека убийство и покушение на жизнь мусульманских священников – точно такое же горе, как и для мусульман. Попытался подобрать менее пафосные слова, но не получается: Валиулла-хазрат погиб, а Илдус-Хазрат пострадал в бою за Родину, за Россию. И каждый христианин должен почтить память одного и помолиться о здоровье другого – потому, что это стреляли и в нас тоже.

Газета «DAILY» — Новости России и мира