Реформа общественного транспорта: опыт Перми

Статьи

Необходимость преобразований в системе наземных пассажироперевозок назрела давно. По мнению экспертов, большинство автобусов, троллейбусов и трамваев в российских городах напоминают «передвижной музей антиквариата». Это плохо сказывается и на безопасности общественного транспорта, и на его имидже, и на экологии. Пермь стала вторым городом в России, где ситуацию решили кардинально изменить. Что удалось сделать, а где реформа «буксует», расскажем в нашем материале.

К масштабной реформе общественного транспорта в Перми начали готовиться еще в 2017 году. Ситуация с пассажирскими перевозками в столице Прикамья в то время была близка к критической. На маршрутах работали автобусы, возраст которых превышал 10 лет, подвижной состав был изношен более чем на 70%. ГИБДД и Ространснадзор выявляли по несколько сотен нарушений за один рейд, в большинстве случаев претензии были именно к техническому состоянию машин. Пермь лидировала в антирейтинге городов-миллионников по количеству ДТП с участием общественного автотранспорта.

К переменам подошли основательно: подготовка велась целых два года. Меры, которые необходимо предпринять для улучшения ситуации, обсуждали с региональными и городскими властями, депутатами, перевозчиками и экспертами. Выработанные решения выносили на общественные слушания, где горожане могли высказать свое мнение и внести предложения. К реализации комплексной реформы приступили весной 2019 года.

Перемены по требованию

Первым шагом на пути к преобразованиям стало создание новой системы взаимодействия городских властей и перевозчиков. Теперь плата за проезд поступает не в транспортную компанию, а в бюджет Перми. Муниципалитет заключает брутто-контракты с перевозчиками, покупая их время: город платит за часы обслуживания маршрутов. Главная цель этого нововведения — устранить гонки за прибылью и сделать поездки в общественном транспорте более безопасными.

Схему автобусных маршрутов Перми полностью «перекроили». Ликвидировали несколько дублирующих друг друга направлений в центральной части города, по просьбам жителей увеличили количество транспорта в отдаленных районах. Это решение до сих пор вызывает много споров: люди годами передвигались по привычным направлениям, а сейчас им приходится заново пролагать собственные маршруты.

При этом для пермяков ввели систему бесплатных пересадок. Пассажиры могут без доплаты пересесть с одного автобуса на другой в течение 40—60 минут. Этим сегодня пользуются более 15% жителей столицы Прикамья, что в полтора раза выше запланированных на этапе запуска показателей.

На рынок муниципальных перевозок зашли новые компании: в их числе и «РТ Лайн», которая входит в состав федерального холдинга «Ресурс Групп» Сергея Виленского.

Для справки:

ООО «РТ Лайн» основано в 2019 году. Является частью холдинга «Ресурс Групп», учрежденного в 2008 году. Учредитель и управляющий партнер — бизнесмен Сергей Анатольевич Виленский. В составе холдинга также работают компании «РесурсТранс» (оказывает транспортные услуги и занимается аутсорсингом транспортной функции), «РТ Лизинг» (осуществляет закупки автотранспорта для обеспечения потребностей холдинга),«СиМ Автосервис» (специализируется на техническом обслуживании автотранспорта компании «РесурсТранс»).

«РТ Лайн» работает в Перми с 2020 года, занимается обслуживанием пяти муниципальных автобусных маршрутов (№1, 4, 14, 32 и 67).

Удалось существенно обновить подвижной состав: сегодня пермяков перевозит автотехника, средний возраст которой — 3 года. По данным на декабрь 2020-го, на линию вышли более 400 современных автобусов, и это свыше половины всего автопарка общественного транспорта.

Новая техника оборудована кондиционерами, приспособлена под нужды пассажиров с ограниченными возможностями и родителей с колясками. Эксперты подчеркивают — уже сейчас доля низкопольных автобусов достигла отметки 90%, а средний экологический класс подвижного состава — 4,6. В муниципальных контрактах также прописана вместимость салона в зависимости от загруженности маршрута.

По словам Сергея Виленского, сейчас подвижной состав компании «РТ Лайн» в Перми — это 113 современных низкопольных автобусов 2020 года выпуска. «Мы были первой компанией в стране, которая получила субсидию на приобретение экологичного транспорта нового поколения в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В общей сложности, на это ушло несколько миллиардов рублей, больше половины потраченной на лизинг суммы нам возместили по БКАД. Современная комфортная техника сподвигла нас к введению дополнительных новшеств уже внутри компании: во всех наших автобусах персонал теперь носит форменную одежду — галстуки и рубашки. Кончено, это не осталось без внимания пассажиров, которые сообщают, что именно так и должны выглядеть работники системы общественного транспорта в XXI веке», — говорит Сергей Виленский.

Кроме того, пассажирам пермских автобусов больше не нужно носить с собой мелочь на проезд: в общественном транспорте устанавливают валидаторы. Причем за безналичную оплату поездка обойдется на 2 рубля дешевле (24 вместо 26). По словам начальника департамента транспорта администрации Перми Анатолия Путина, пассажирам удобно пользоваться такой системой: «Сейчас почти 80% транспорта оснащено стационарными валидаторами, работают они на трех маршрутах. В трамваях тоже появятся стационарные валидаторы. Пассажиры маршрутов, на которых проходит тестирование, говорят, что это удобно. Не надо ждать кондуктора, не надо копаться с мелочью. Зашел, приложил карту — и проезд оплачен. Наши контракты обязывают перевозчика устанавливать такое оборудование и при наличии кондукторов».

«РТ Лайн» поделилась данными за первые три месяца 2021 года. По подсчетам перевозчика, доля безналичной оплаты неизменно растет: в 1-м квартале проезд оплачивали картами уже 64% пассажиров. В компании подчеркивают — этот показатель будет увеличиваться, в том числе и потому что право бесплатной пересадки теперь действует только для тех, кто пользуется банковской картой.

Есть что доработать

Эксперты отмечают — первоначальную маршрутную схему пришлось дорабатывать в онлайн-режиме на основе обратной связи от горожан. Например, муниципальные власти возобновили движение по ранее упраздненным направлениям: речь, в частности, идет об автобусном сообщении Перми с аэропортом Большое Савино.

В процессе проектировки находятся пересадочные узлы, которые должны стать опорой городской сети общественного транспорта. Их планируют разместить в центральной части Перми.

На ходе реформы сказалась и пандемия 2020 года. Пассажиропоток сократился на четверть по сравнению с 2019-м и составил 155 миллионов человек. Это привело к серьезным финансовым потерям для городского бюджета: по оценке пермского Дептранса, кассовый разрыв по итогам 2020 года составил 2,039 миллиарда рублей. В муниципалитете подчеркивают — это так называемая «аналитическая цифра», которая сопоставляет данные о количестве перевезенных пассажиров и средства, полученные в этом месяце за их перевозку.

За первые три месяца 2021 года пассажиропоток на маршрутах «РТ Лайн»‎ хоть и незначительно, но увеличился. Как рассказали в компании, по данным за первый квартал рост составил 1,6% по сравнению с четвертым кварталом 2020-го.

Газета «DAILY» — Новости России и мира