Жизнь – это решение задач, которые ежедневно возникают извне, и которые ставит перед собой сам человек.При этом решение одних задач не вызывает никаких трудностей у большинства людей, в то время как другие — ставят человека в тупик.
Почему так происходит? Вероятно,раз существуют разные уровнизадач, существуют и различные подходы к ним, то есть, разные уровни их решения. Однако,современная классическая науканикак не проливает свет на этот вопрос. Поэтому среднестатистическому человеку ничего не остается делать, как действовать привычным для себя способом в надежде получить результат.
Впервые рабочая классификационная модель уровней решения задач была представлена ученым, кандидатом психологических наук Олегом Викторовичем Мальцевым, который занимается проведением научных исследований и конструированием технологий в области решения задач человеком в различных сферах жизни и деятельности. Прежде чем приступить к ее рассмотрению, необходимо понять какие вообще виды задач существуют.
С точки зрения прикладной науки существует 4 класса задач:
- Задачи класса состояния характеризуются налаживанием эмоционального, психического, психологического состояния человека;
- Задачи класса выживания — уровень, которому соответствуют удовлетворение естественных потребностей человека и прочие задачи, связанные с обеспечением жизнедеятельности;
- Задачи класса управления связаны с управлением людьми, системами, и т.д.
- Задачи класса создания –уровень конструирования и создания целостных систем.
Теперь рассмотрим 4 уровня решения задач:
- Система Автоматизмов Человеческого Тела необходима для разгрузки сознания человека — выполнения мелких операций, не требующих приложения усилий.
- Решение задач посредством слова.
- Ролевое моделирование — использования соответствующихролей и моделей поведения. Этому же уровню соответствует способ решения задач — Система конструирования на ходу (система заранее принятых принципов, выводов, решений, сценариев и выборов).
- Вертикальный способ решения задач – самый высокий уровень.
Как видите, система автоматизмов человека, которую используют большинство людей, не предназначена для управляемого создания результатов. Данная классификация говорит о необходимости применять вещи по назначению. Прежде чем решать какую-либо задачу, человеку нужно сначала понять, к какому классу она относится, выбрать соответствующий уровень и инструмент решения, а уже только после этого приступать к ее реализации. Если вы действуете иначе, то вы падаете в зависимость от вероятностей: что вы получите в конечном итоге — очередную неудачу, или результат, неизвестно.