В Генплан по развитию Петербурга до 2050 года включен проект Орловского тоннеля. Его разработка стартовала еще в 2007 году. Строительство было связано с коррупционными скандалами. Тогда город потерял более миллиарда рублей, но работы так и не завершились. Спустя более десяти лет чиновники решили возродить инициативу и возложить ее на прежних бенефециаров.
По данным СМИ, идея прорубить тоннель под Невой принадлежит бывшему вице-губернатору Петербурга по транспорту Максиму Соколову. Данный пост он оставил в 2022 году, но критиковали чиновника еще в начале 2000-х годов.
В те годы он был главой комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга. Тоннель тогда получил статус стратегического инвестпроекта, включающий в себя получение льгот на выкуп земли и частичное бюджетное финансирование.
Компания «Невская концессионная компания» (НКК), по некоторым данным связанная с бизнесменом Виталием Южилиным, получила право на реализацию проекта без конкурса. Сам проект был разработан фирмой «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ), которую также связывают с Южилиным.
В 2012 году контракт с НКК был расторгнут из-за ошибок в проектной документации. При этом компания получила компенсацию в 1,2 млрд рублей за начало работ и проходческий щит. При этом аудиторских данных о тратах НКК не было, а щит никто не видел.
Теперь проект тоннеля возродили. СМИ отмечают, что выгодоприобретателями могут выступать те же Соколов и Южилин. Соколов на сегодняшний день связан с АвтоВАЗом, а компания Южилина «Метрогипротранс» (МГТ) как раз и предложила возобновить строительство Орловского тоннеля. Интересно, что МГТ – соучредитель ЛМГТ, которая в начале нулевых разработала проект тоннеля.
Также журналисты сообщают о подозрительных перестановках в Смольном. Например, главой аппарата губернатора Петербурга стал Илья Ткачев. Ранее он долгое время работал с Максимом Соколовым. Еще одним приближенным экс-чиновнику человеком называют нового вице-губернатора по транспорту Кирилла Полякова.
Ткачев и Поляков могут повлиять на положительный исход решения по реализации Орловского тоннеля. Поэтому СМИ не исключают, что этот проект снова может стать «черной дырой» для петербургского бюджета.