Банковский рынок: работа над собой

Новости Татарстана

«Некоторые люди просто боятся зайти в помпезные офисы банков с напыщенным персоналом»

Одной из основных проблем развития рынка розничных банковских услуг в России эксперты называют их низкую степень проникновения и неравномерное распределение по стране. Например, по данным Банка России, совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами в Москве составляет 1,87, а в Республике Татарстан – всего 0,84. При этом, считают эксперты, очень важно не только физическое присутствие банков в регионе, но и спрос на их услуги со стороны населения. «Ведь часто люди не доверяют банкам, некоторые просто боятся зайти в помпезные офисы  банков с  напыщенным персоналом, который не в состоянии эффективно донести до потенциального клиента всю полноту информации о предлагаемых продуктах», — считает директор Регионального центра Банка Хоум Кредит в Казани Рустем Гайнутдинов. Поэтому, по его словам, сейчас перед российскими розничными банками в первую очередь стоит задача по организации полноценного предложения своих услуг. Банки должны располагаться в шаговой доступности от своих клиентов (как действующих, так и потенциальных). Банковские продукты и условия их использования должны быть максимально прозрачны и понятны. 

Немаловажно, по мнению господина Гайнутдинова, и развитие дистанционных каналов взаимодействия между банком и клиентами, таких как интернет-банк, мобильный банк. 

«Многие люди не знают, как правильно и безопасно использовать тот или иной финансовый инструмент»

Многие банки отмечают необходимость повышения финансовой грамотности россиян. «Многие, особенно люди старшего поколения, не знают о том, как правильно и безопасно использовать тот или иной финансовый инструмент», — сказал господин Гайнутдинов.

Заместитель председателя правления Связного Банка Евгений Давыдович сообщил, что банки в последнее время уделяют большое внимание вопросу повышения финансовой грамотности, и ситуация постепенно изменяется к лучшему. В частности, люди стали гораздо лучше разбираться в условиях предоставления финансовых услуг и стали осознавать права и обязанности, как свои, так и того банка, в котором они обслуживаются. Но многое еще предстоит сделать. Одной из важнейших задач для финансового сообщества, по мнению господина Давыдовича, является повышение уровня использования банковских карт в торговле, а не только для снятия наличных средств с зарплатных карт. В последнее время банки предлагают дополнительные преимущества  использования карт для оплаты товаров и услуг (бонусные программы, возврат части потраченных средств и т.д.), поэтому все больше клиентов понимает выгоду и удобство использования банковских карт.

По словам заместителя управляющего ВТБ24 в Казани Александра  Михалицына, проблемным моментом для ряда банков на сегодняшний день является и отсутствие технологий по внедрению новых продуктов и стабильных управленческих команд. «Если  в банке подобные условия не созданы, он не сможет находиться в числе ведущих розничных банков. Те из банков, которые быстрее выявят новые тенденции в потребительских предпочтениях клиентов и смогут кроме традиционных банковских операций предлагать брокерское обслуживание, страхование, пенсионное обеспечение, продукты для сегмента состоятельных клиентов и т.д. имеют больше шансов на успех», — считает господин Михалицын.

Незаконные схемы препятствуют развитию рынка 

Неприятным явлением для банковской сферы в настоящее время является появление различных схем, связанных с обналичиванием денежных средств. Это не только препятствует развитию рынка банковских карт, но и вынуждает банковскую систему ужесточать требования к операциям, в частности связанным со снятием наличных средств. Например, банки уменьшают ежедневные и ежемесячные лимиты снятия. «Подобные действия, направленные на защиту средств законопослушных граждан, в итоге приносят клиентам определенные неудобства», — сказал заместитель управляющего ВТБ24 в Казани Александр Михалицын. 

Банками отмечается также нерегулируемое законом развитие рынка различных брокерских, посреднических услуг по получению кредитов. Присутствие на рынке так называемых «черных» брокеров, которые зачастую действуют с целью извлечения сиюминутной выгоды и выступают проводниками мошеннических схем получения кредитов, – также весомая проблема для банков. Это само собой вызывает неприятие работы с брокерами со стороны многих, особенно крупных федеральных банков, и не дает развиваться востребованному со стороны клиентов на сегодня каналу продаж кредитных продуктов. В связи с этим, даже те брокеры, которые дорожат репутацией, осуществляют предварительную проверку клиентов собственными службами, проводят андеррайтинг, прежде чем направлять заявку в банк, не имеют возможности официально предложить свои услуги банкам.

Однако, несмотря на ряд озвученных проблем, эксперты в целом позитивно оценивают развитие российского банковского рынка. «С начала 2000-ых годов он стабильно растет, на нем достаточно быстро появляются продукты и технологии, к которым западные рынки шли десятилетиями», — сказал заместитель председателя правления Связного Банка Евгений Давыдович. 

Газета «DAILY» — Новости России и мира