«Статуя свободы» в столице Татарстана, или птица счастья завтрашнего дня

Новости Татарстана

Накануне шестой годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете республики возле Национального культурного центра «Казань» будет установлена уникальная скульптура женщины-птицы «Хоррият».

Классики шутят

В один из своих приездов в Казань поэт и больше чем поэт — народный депутат СССР — Евгений Евтушенко обратил внимание на свежеотстроенное монументальное здание Ленинского мемориала. Особенно его удивила высоченная красная стела. И тогда классик поинтересовался: «А что это за крематорий высится там, на берегу?»

Позднее мемориал из колыбели будущего вождя Володи Ульянова превратился в самый респектабельный досуговый центр Казани. Живописный Федоровский бугор на берегу Казанки стал носить имя мыслителя-вольнодумца Мирсаида Султан-Галиева.

Вот здесь и решено установить бронзовую скульптуру, водрузив ее на стеле.

На фундаменте большевиков

По словам заместителя директора НКЦ «Казань» Юрия Кислянского, общая высота сооружения — 47 метров. Высота самой скульптуры — 7 метров, размах крыльев — 5 метров. Вес — более 6 тонн. Стоимость проекта — 1,5 млрд. рублей.

Некоторые сомневались, выдержит ли «большевистская» стела демократическую нагрузку. Идейно — нет, не выдержит. А фактически, по мнению специалистов ТОО «Москомплектстрой», на стелу можно нагрузить все 30 тонн.

Другой подрядчик работ — АО «ГипроНИИавиапром» — установит на стеле поворотную площадку. Женщина-птица будет вращаться с невидимой для глаза скоростью: один круг за два часа.

Пока что непривычное название нового монумента «Хоррият» заменено в обиходной речи на всем известный аналог — казанская «Статуя Свободы».

Образ из Пантеона

Впрочем, чисто внешнее сходство с американским символом свободы уходит на второй план, когда узнаешь мнение специалиста. Зато разверзаются такие глубины…

Розалия Кулакова, заместитель директора по музею национальной культуры НКЦ «Казань»:

— Для такого понятия, как свобода, в татарском языке имеется слово «ирек». Но оно слишком политизировано. Мы подобрали более народное название — «хоррият».

Образ женщины-птицы — это собирательный образ из мифологического пантеона. Женщина-прародительница, женщина-охранительница встречается в мифологии многих народов мира. У индусов, например, образ женщины повелительницы рода ассоциируется с нектаром бессмертия. Считается, что началом всему послужила древнеарийская легенда о мировом женском начале.

У татар же есть такое поверье. Над городом летает птица хо-май. Она приносит счастье. Но увидеть ее может только духовно чистый человек.

Вот весь этот ассоциативный ряд присутствует в нашей скульптуре. Над столицей Татарстана как бы вознесется женщина-птица. Посмотрите на скульптуру внимательнее, и вы увидите некий покров, который, я верю, защитит всех нас от духовного распада.

Гении на грани

Автор проекта Кадим Замитов — московский татарин. Его скульптурные произведения выставляются в 12 странах мира, в частных и государственных коллекциях. Он лауреат Московского отделения Союза художников. Скульптуры на мифологические темы, выполненные Кадимом, выставлены сейчас в Третьяковской галерее.

Двух Ильичей «родил» Кадим Замитов. Одного медного, другого — бронзового. Каждый ростом под 4 метра. Первый установлен в Москве, на территории Военно-космического центра. Второй украсил одну из площадей города Ачинска.

Сам себя Кадим считает маститым. Но лучший комплимент в его адрес прозвучал из уст главного художника Казани Розалии Нургалеевой: «Кадим Замитов — несомненно, гений… на грани помешательства».

Кто что видит

Репутацию «гения на грани» Кадим подтвердил в ходе интервью.

— Если бы я решил изваять вот вас, журналиста с диктофоном, то в этом образе я бы обязательно отразил ваше прошлое, настоящее и даже будущее. Так и «Хоррият». Это не реалистический образ, а символ. Кто-то увидит в нем образ женщины. Кто-то — часть планеты… Я старался передать магическую энергию древних символов, чтобы люди, любуясь монументом, получали энергетическую подпитку.

Деньги — основа свободы

Спустимся с эмпирических высот на грешную землю. А еще точнее — на территорию казанского завода «ВКНИИВОЛТ». Здесь трудится бригада шабашников из Ташкента от ТОО «РИиКС» во главе с Гаязом Нагаевым. Характеристика «шабашник» в данном случае необидная. Шабашат, как правило, настоящие профессионалы. Судите сами:

— Уже отлиты и подготовлены к сборке 6 из 15 частей бронзовой скульптуры, — говорит Гаяз Закирьянович. — Но хотел бы сказать, что мы работаем на голом энтузиазме. Те крохи, которые нам заплатили, ушли на закупку материала, погашение арендной платы и прочего. Город остался должен нам 300 миллионов рублей за памятник Мусе Джалилю, установленный этим летом в Оренбурге. Рабочие говорят: не отдадим «Хоррият», пока не заплатят. Наши семьи сидят без денег.

Вот вам свободное волеизъявление свободных людей, своими руками творящих символ свободы.

Церемония открытия состоится 30 августа. Обретем свободу?

«Казанское время», 1996 г.

Газета «DAILY» — Новости России и мира