Накануне шестой годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете республики возле Национального культурного центра «Казань» будет установлена уникальная скульптура женщины-птицы «Хоррият».
Классики шутят
В один из своих приездов в Казань поэт и больше чем поэт — народный депутат СССР — Евгений Евтушенко обратил внимание на свежеотстроенное монументальное здание Ленинского мемориала. Особенно его удивила высоченная красная стела. И тогда классик поинтересовался: «А что это за крематорий высится там, на берегу?»
Позднее мемориал из колыбели будущего вождя Володи Ульянова превратился в самый респектабельный досуговый центр Казани. Живописный Федоровский бугор на берегу Казанки стал носить имя мыслителя-вольнодумца Мирсаида Султан-Галиева.
Вот здесь и решено установить бронзовую скульптуру, водрузив ее на стеле.
На фундаменте большевиков
По словам заместителя директора НКЦ «Казань» Юрия Кислянского, общая высота сооружения — 47 метров. Высота самой скульптуры — 7 метров, размах крыльев — 5 метров. Вес — более 6 тонн. Стоимость проекта — 1,5 млрд. рублей.
Некоторые сомневались, выдержит ли «большевистская» стела демократическую нагрузку. Идейно — нет, не выдержит. А фактически, по мнению специалистов ТОО «Москомплектстрой», на стелу можно нагрузить все 30 тонн.
Другой подрядчик работ — АО «ГипроНИИавиапром» — установит на стеле поворотную площадку. Женщина-птица будет вращаться с невидимой для глаза скоростью: один круг за два часа.
Пока что непривычное название нового монумента «Хоррият» заменено в обиходной речи на всем известный аналог — казанская «Статуя Свободы».
Образ из Пантеона
Впрочем, чисто внешнее сходство с американским символом свободы уходит на второй план, когда узнаешь мнение специалиста. Зато разверзаются такие глубины…
Розалия Кулакова, заместитель директора по музею национальной культуры НКЦ «Казань»:
— Для такого понятия, как свобода, в татарском языке имеется слово «ирек». Но оно слишком политизировано. Мы подобрали более народное название — «хоррият».
Образ женщины-птицы — это собирательный образ из мифологического пантеона. Женщина-прародительница, женщина-охранительница встречается в мифологии многих народов мира. У индусов, например, образ женщины повелительницы рода ассоциируется с нектаром бессмертия. Считается, что началом всему послужила древнеарийская легенда о мировом женском начале.
У татар же есть такое поверье. Над городом летает птица хо-май. Она приносит счастье. Но увидеть ее может только духовно чистый человек.
Вот весь этот ассоциативный ряд присутствует в нашей скульптуре. Над столицей Татарстана как бы вознесется женщина-птица. Посмотрите на скульптуру внимательнее, и вы увидите некий покров, который, я верю, защитит всех нас от духовного распада.
Гении на грани
Автор проекта Кадим Замитов — московский татарин. Его скульптурные произведения выставляются в 12 странах мира, в частных и государственных коллекциях. Он лауреат Московского отделения Союза художников. Скульптуры на мифологические темы, выполненные Кадимом, выставлены сейчас в Третьяковской галерее.
Двух Ильичей «родил» Кадим Замитов. Одного медного, другого — бронзового. Каждый ростом под 4 метра. Первый установлен в Москве, на территории Военно-космического центра. Второй украсил одну из площадей города Ачинска.
Сам себя Кадим считает маститым. Но лучший комплимент в его адрес прозвучал из уст главного художника Казани Розалии Нургалеевой: «Кадим Замитов — несомненно, гений… на грани помешательства».
Кто что видит
Репутацию «гения на грани» Кадим подтвердил в ходе интервью.
— Если бы я решил изваять вот вас, журналиста с диктофоном, то в этом образе я бы обязательно отразил ваше прошлое, настоящее и даже будущее. Так и «Хоррият». Это не реалистический образ, а символ. Кто-то увидит в нем образ женщины. Кто-то — часть планеты… Я старался передать магическую энергию древних символов, чтобы люди, любуясь монументом, получали энергетическую подпитку.
Деньги — основа свободы
Спустимся с эмпирических высот на грешную землю. А еще точнее — на территорию казанского завода «ВКНИИВОЛТ». Здесь трудится бригада шабашников из Ташкента от ТОО «РИиКС» во главе с Гаязом Нагаевым. Характеристика «шабашник» в данном случае необидная. Шабашат, как правило, настоящие профессионалы. Судите сами:
— Уже отлиты и подготовлены к сборке 6 из 15 частей бронзовой скульптуры, — говорит Гаяз Закирьянович. — Но хотел бы сказать, что мы работаем на голом энтузиазме. Те крохи, которые нам заплатили, ушли на закупку материала, погашение арендной платы и прочего. Город остался должен нам 300 миллионов рублей за памятник Мусе Джалилю, установленный этим летом в Оренбурге. Рабочие говорят: не отдадим «Хоррият», пока не заплатят. Наши семьи сидят без денег.
Вот вам свободное волеизъявление свободных людей, своими руками творящих символ свободы.
Церемония открытия состоится 30 августа. Обретем свободу?