Броское имя ему – креативный класс

Новости Татарстана

Класс молодых и жаждущих свобод. «Сетевые хомячки» или творческая интеллигенция. Люди, «меняющие будущее» или офисный планктон? Как бы не называли этих людей, но укоренение новой социальной группы населения в нашей стране — уже свершившийся и признанный факт. Броское имя ему – Креативный класс. 

Кого называют креативным классом в России? Сегодня любой молодой человек на ярком дресс-коде, одетый, что называется, «не по формату» в России уже спешно открещивается так называемым «хипстером». В сознании обывателей — именно это синоним креативного класса. Понимаю, явление новое, разглядеть поближе, проникнуться спецификой этого социального слоя пока удалось весьма смутно. Потому копнуть глубже особенно важно. А откуда же она взялась, эта статная молодежь, вечно уткнувшаяся в свои «планшетники» и ноутбуки, прилично одетая и неспешно попивающая свой отнюдь не дешевый кофе в уютных кофейнях?  

Американский экономист Ричард Флорида, предложивший и разработавший само понятие «креативного» класса на международном уровне, обозначал эту социальную группу населения страны, включенную в постиндустриальный сектор экономики. Тогда эта была лишь часть, или, если хотите, ответвление среднего класса, которому удалось стать самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах. Этот слой населения активно интегрирован во все глобальные процессы и весь глобальный мир. А сегодня, когда по интернетизации населения наша страна является абсолютным лидером на планете – появление и стремительное развитие этого класса кажется абсолютно законным и логичным процессом.  

Именно этот слой сегодня формирует, в развитых странах, «повестку дня», он является образцом для подражания для остальных, и стимулирует общественное мнение.

Если говорить откровенно, явление, как таковое, и для нашей страны не так уж свежо, и имя его применялась еще в советскую эпоху. В СССР креативный класс определялся простым понятием «интеллигенция», или «творческая интеллигенция». Это определение, в общем-то, за ним до сих пор держится, однако и успело знатно обрасти более сложной структурой.

Согласно Флориде, эдаким ядром КК являются люди, работающие, а главное, творящие в области дизайна, искусства, архитектуры, образовании, музыке, журналистике, а теперь еще и области PR и Интернета, а так же, в научной и технической сфере. Разумеется, не остаются в стороне и представители индустрии развлечений. Экономическая функция этих людей для любого государства заключается, прежде всего, в создании новаторских и принципиально свежих подходов, новых идей, технологий, и креативного решения. Кроме эдакого ядра, в класс могут так же входить и креативные специалисты в области финансов и бизнеса, права и здравоохранения. Это профессионалы, которые занимаются решением задач, в которых они требуют, прежде всего, независимости мышления, творческого подхода.

Тут стоит отметить и другую принципиальную особенность представителей этого класса. Креативщики не ставят в высшую ценность уже привычное и столь желанное, практически всеми, вертикальное продвижение по служебной лестнице, а-ля «клерк – менеджер – начальник». Нет, такая ценность для творческого слоя не является приоритетной во всех смыслах, и уж точно не ставится краеугольным камнем в их карьере.

А вот продвижение и смену места труда и творчества по принципу «наиболее творческая» «более креативная»,  или «дающая больше свободы мышления и действий» — вот это действительно пожалуйста! Это определенно является главной ценностью и мотивацией в выборе позиций.

Высокие моральное и духовные ценности, как правило, ставятся выше денежно-материальных. Но это абсолютно не значит, что достойный заработок для креативщиков не стоит на повестке дня. А вот потребность в индивидуальной и личной свободе всегда ставится превыше всего. Вот именно отсюда и произрастают корни к резкому появлению достаточно массового слоя креактивщиков среди либерально настроенной молодежи. Скорее даже наоборот. Именно творческая образованная молодежь, думающая и стремящаяся к свободе, сделала шаг к так называемому «пробуждению общества». Почему именно эти пиарщики и дизайнеры, писатели и менеджеры вдруг «подняли» активные протесты, и стали требовать больше свобод, догадаться не сложно. Кто еще если не они, ценящие свободу личного пространства, не признающие довлеющего начальства и «раздутых» авторитетов.

В нашем же обществе, креативный класс — это, как правило, жители крупных мегаполисов, довольно обеспеченный материально и образованный слой общества. А средний возраст представителей — молодые люди от 20 до 45 лет.

Как бы то ни было, этот совсем еще недавно незаметный и узкий слой населения обретает все большую мощь и влияние в нашей стране. А отрицать, что страна благодаря им уже стала другой, как минимум опрометчиво. Какой же ее сделают «люди, меняющие будущее» в конечно счете – покажет лишь время.

Газета «DAILY» — Новости Ростова-на-Дону