«В войне за «наружку» победит тот, кто больше заплатит»

Новости Татарстана

Игроки казанского рынка наружной рекламы живут в ожидании передела рынка. Как известно, мэрия Казани  утвердила новую территориальную схему размещения наружной рекламы. В соответствии с документом, число коммерческих еврощитов в городе должно уменьшиться на треть – с 1670 до 1138. Все рекламные места распределяются между участниками рынка на открытых аукционах, которые впервые в российской практике проходят в форме электронных торгов на площадке «ЭТИС» Агентства по госзаказу РТ. Торги начались уже в  августе и продолжатся до середины сентября. Отметим, что самый крупный лот по еврощитам включает торги на право размещения 90 конструкций.

Мэрия поясняет, что внедрение новой схемы связано с тем, что в этом году почти у всех рекламных конструкций в городе истекает пятилетний срок действия договоров на право установки. 

Всего на аукцион выставлено 1327 конструкций, основная часть из которых – еврощиты, а остальное – пилоны, пилларсы, ситиборды и суперсайты. Торги проходят в два этапа. Участники должны обеспечить внесение задатка в размере 50% стартовой стоимости лота. Такая сумма установлена для того, чтобы участники строго рассчитывали свои силы и не отказывались от заключения договора на выигранный лот. В случае отказа сумма задатка остается в казанской казне. 

— Денис Игоревич, сейчас для рынка наружной рекламы Казани нет темы актуальнее открытых аукционов. Какова ваша позиция по этому вопросу? 

— Данные аукционы по своей форме и направленности учитывают только один критерий – финансовый. Побеждает тот, кто заплатит больше. Таким образом, аукцион превращается в финансовое соревнование крупных транснациональных игроков. Малый бизнес не сможет конкурировать на аукционах с крупным. Совместно с ТПП РТ, общественной палатой РТ и АИР мы провели три круглых стола с представителями  исполкома. Цель этих столов заключалась как раз в том, чтобы решить проблему малого бизнеса, чтобы малый бизнес мог не просто участвовать в этих аукционах, а еще и что-то купить.

На третьем круглом столе, который прошел около месяца назад, мы задали прямой вопрос: есть ли у исполкома желание помочь малому бизнесу, ведь это сегодня — государственная политика?  Представители исполкома нам ответили, что не компетентны говорить об этом. По мнению игроков местного рынка, проведение открытых аукционов  выгодно крупным транснациональным компаниям, так как исключает победу на аукционах профессиональных предприятий малого бизнеса, ведет к их вытеснению и монополизации рынка. 

Сама аукционная документация не выдерживает никакой критики. Места размещения рекламных конструкций выставляемых на аукцион, не согласованы с инженерными службами и не имеют привязки на местности. Многие места вообще не имеют технической возможности для установки рекламной конструкции или являются не интересными. Например, улицы Тэцевская или Ноксинский спуск. Договор на право установки рекламной конструкции, составлен таким образом, что после его заключения дает возможность вносить в него изменения по соглашению сторон. И он бессрочный, хотя законом строго предусмотрен срок его действия. Это противоречит федеральному законодательству. 

Не понятна и градация по лотам. Почему в одном лоте 5 конструкций, в другом — 90?  Почему не сделать один лот – одна конструкция?

Данные аукционы ставят малый и крупный бизнес в одинаковые условия, а мы конкурировать с крупным бизнесом не сможем. Финансовые возможности слишком разные. Суммы необходимые для участия в аукционах являются непосильными для малого бизнеса. И те предприятия, которые мы строили 15 лет, после этих аукционов перестанут существовать. 

— Как будет выглядеть рынок после аукционов? 

— Вероятно, что  90% рынка будет скуплено крупными компаниями. Это Gallery, Russ Outdoor (которая раньше называлась «News Outdoor Россия»), BigBoard. Возможен и приход новых крупных для города игроков. А 10% рекламных мест будет куплено малыми предприятиями. Это, скорее всего, будут маленькие лоты, состоящие из 5 рекламных мест. Они финансово более доступны для малого бизнеса.  Но я хотел бы отметить, что эти лоты будут куплены не профессиональными в этой сфере малыми предприятиями, для собственных нужд – для саморекламы. Для профессиональной деятельности данные лоты не привлекательны, будут приносить убыток и если будут куплены какими-либо малыми предприятиями, скорее всего, новичками в этом бизнесе, впоследствии будут демонтированы. Коммерчески же привлекательные места находятся в крупных лотах, например, из 90 рекламных мест, которые для малых предприятий являются финансово недоступными. 

— Что предпринимают местные компании? Готовы ли вы к переделу рынка? Может быть, нужно диверсифицировать свой бизнес, искать другие рынки? Например, рекламное агентство «Макс» занялось параллельно изготовлением алюминиевых фасадов… 

— А как вы думаете? Люди по 10-15 лет создавали свои предприятия. Это сотни сотрудников, сотни трудоустроенных людей, профессионалов, самостоятельно создавших свою отрасль и научившихся работать. У нас же не только рекламные щиты, у нас есть свое производство. Одному без другого сложно существовать. Заниматься производством вывесок не просто – эти заказы не непостоянные. А мы постоянно должны платить зарплаты нашим сотрудникам: рабочим, инженерам, дизайнерам, ездить на выставки, показывать себя. Размещение рекламы на сетевых конструкциях – это наш постоянный доход, который мы тратим на содержание профессионального штата сотрудников и развитие производства.  

Хочу отметить, что мы развиваем наши предприятия в Республике. Мы работаем здесь, платим свои налоги здесь и инвестируем мы тоже здесь. А у крупных федеральных и транснациональных компаний собственники зарегистрированы в оффшорных зонах. В частности, у самой крупной компании в России, компании  «Russ Outdoor»,  ведущей продажи в нашем регионе от ООО «АПР Сити ТВД», собственник зарегистрирован на Британских Виргинских островах. Это совсем другие доходы и другое налогообложение. А потом нас спрашивают, почему мы не развиваемся так же быстро, как они?

Мы платим те налоги, которые положено платить малому бизнесу. У нас небольшие обороты. Поэтому, по законодательству, малые предприятия, являются плательщиками ЕНВД, который поступает в бюджет Республики. Малые предприятия платят этот налог помимо остальных налогов и тех платежей, которые идут в город за право размещения рекламных конструкций. Крупные компании плательщиками ЕНВД не являются, так как у них большие обороты, и они должны платить с этого виды деятельности только НДС. Этот налог, как Вы знаете, является федеральным. Количество малых предприятий в Казани сократилось с 2006 года с 80% до 35%, а количество федеральных увеличилось с 20% до 65%. Однако и при этом соотношении малые предприятия платят сегодня налогов столько же, сколько и крупные компании. И если бы малый бизнес и сегодня занимал прежние 80% рынка — это было бы намного выгоднее для бюджета. Но есть ощущение, что исполком видит для себя только какую-то единовременную прибыль и не понимает, что в долгосрочной перспективе малый бизнес принесет бюджету больше средств. И потом, исполнительная власть должна думать о благополучии своего населения, о его социальной стабильности, а не лишать работы около 400 человек отрасли из-за разовой прибыли.

— С малым бизнесом надо работать, вас много…

— Да, нас много. И конечно надо работать. На сегодня одной из приоритетных задач государственной политики является поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. Основой любого экономически развитого и социально стабильного общества являются представители малого бизнеса. Чем их больше, тем крепче и стабильнее общество. Посмотрите на страны Европы. Мы все хотим жить и работать, как они. Но вы посмотрите на их отношение к малому бизнесу. Оно уважительное и бережное… Малый бизнес нуждается в преференциях и законодательством эти преференции предусмотрены. И, понимаете, мы не просим денег, не просим освобождения от налогов. Мы сами с нуля все построили, вырастили сотрудников, построили производства, участвуем в социальных программах города, платим налоги…  Дайте нам работать и развиваться дальше…  Весь вопрос в доброй воле исполкома сохранить или нет малые предприятия, дать ли им возможность работать дальше…

— Вы так и не сказали, как собираетесь жить дальше.  

— Мы настроены отстоять свои интересы и сохранить свои позиции на рынке, потому что законодательство в данный момент предусматривает предоставление органами местного самоуправления преференций для малого бизнеса. Кроме того, в Госдуму РФ на рассмотрение вынесены поправки по малому и среднему бизнесу. Они, в частности, предусматривают, что доля малых предприятий в сфере распространения наружной рекламы составляет 60%. Поправки будут рассматриваться этой осенью, то есть уже после наших аукционов. И если исполнительная власть проведет все эти аукционы…

— То есть остается надежда, что их не проведут до конца? 

— Мы не теряем надежды. Однако если аукционы проведут, а потом будут приняты поправки, то малого бизнеса уже на рынке не будет. Для кого тогда будут действовать эти поправки? Тем более, что следующие аукционы пройдут только через пять лет. 

В 2006 году в Казани уже были подобные аукционы –  продавались места для установки рекламных конструкций по улицам Взлетная и Аметьевская автомагистраль. Тогда 99% лотов выкупили транснациональные компании – две крупные – Gallery и  Russ Outdoor . Мы с ними конкурировать не могли, хотя все участвовали в аукционах. 

Отдельно хочу отметить, что Федеральный закон устанавливает срок заключения договора на размещение рекламных конструкций – пять лет. Каждые пять лет должен проводиться новый аукцион и заключаться новые договора. Однако на этих двух магистралях эти конструкции стоят уже шесть лет, что является серьезным нарушением законодательства со стороны исполнительной власти. По данному факту мы недавно писали обращение в прокуратуру. Срок данного обращения пока не истек, мы ждем ответа.

Продолжение следует… 


Газета «DAILY» — Новости России и мира