«У нас пьяный за рулем легко может махнуть «корочкой» и откупиться»

Новости Татарстана

Причиной возможного ужесточения послужило ДТП, произошедшее в минувшую субботу в Москве. В автобусную остановку на огромной скорости въехал автомобиль, в результате погибли 7 человек: пятеро из них – несовершеннолетние воспитанники интерната, а также их педагог и ее муж . Водитель «Тойоты» Александр Максимов был в стельку пьян.

 

Вячеслав Лысаков, председатель Координационного совета автомобилистов «Свобода выбора», первый заместитель председателя комитета Госдумы России по конституционному законодательству и государственному строительству:

— Я не думаю, что ужесточение наказания до пожизненного заключения будет обсуждаться. Ужесточение будет, но оно должно быть адекватным. Поэтому, я думаю, есть ряд положений и мер, которые будут в ближайшее время выработаны, учитывая резонанс от ужасного ДТП, произошедшего в субботу.

В октябре мы планово готовились в рабочем порядке внести ряд поправок, ужесточающих ответственность за многократное нарушение правил дорожного движения. Также за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, но с определением критериев состояния опьянения. Как известно, соответствующие примечания к статье регулирующей этот вопрос, были убраны два года назад. То есть, существуют пьяные водители и водители, признанные пьяными. Это две разные вещи, поэтому нам надо вернуть силу концентрации алкоголя в крови, которая не является «разрешением выпить», а которая включает в себя погрешности при измерении, фоновый алкоголь и другие случаи потребления лекарств, спиртосодержащих и так далее.

Такую работу мы готовили, но в связи с последними событиями принято решение подключить к этой работе три комитета: по безопасности, уголовному праву и наш профильный – комитет конституционного законодательства и государственного строительства, занимающийся совершенством законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения

На данный момент действует штраф в размере 5000 рублей. Никого это не дисциплинирует, повторная езда в состоянии опьянения  лишь сводится к увеличению сроков лишения прав, при том, что человек может ездить без них. К примеру, более 1000 водителей Челябинской области лишены прав на 10 и более лет, но многие из них продолжают ездить, за  это им грозит либо заочное лишение, либо административный арест сроком на 15 суток. Эти меры ныне неэффективны. Их надо ужесточать и по линии административной, и по линии уголовной. Но при этом надо сделать так, чтобы сухой закон, который у нас был, остался, но стал справедливым. Нельзя наказывать людей мирных. Однако надо жестко наказывать людей виновных, тех, кто сознательно пьет и садится за руль. Сейчас, к сожалению, наказывают и тех, и других. Надо правильно провести дифференциацию. А после этого резко ужесточить ответственность. Это моя позиция, которую, кстати, поддерживают МВД, Министерство транспорта и Минздрав.

Необходимо вывести критерии «пьяный» и «трезвый», потому как он сейчас размыт. 0 – это не критерий. Самые жесткие нормы, например, в Норвегии, Швеции – 0,2 промилле, там тоже «сухой закон», но там есть эти 0,2 промилле, которые позволяют отсечь невиновных людей, не принимающих спиртное, перед тем, как сесть за руль. Поэтому подобная дифференциация необходима. После этого необходимо резко ужесточить ответственность. Существующие меры, в том числе, даже за гибель семерых, предусматривают наказание в виде максимум 9 лет лишения свободы. Причем это лишение свободы в так называемой колонии-поселении, то есть человек живет в посёлке, свободно передвигается. Это не тюрьма, что на мой взгляд, неправильно. Такое преступление считается непредумышленным убийством, однако, я и мои коллеги считают, что если человек садится пьяным за руль, то это потенциальный убийца. Если под его колесами погибнет человек, то это ни что иное, как предумышленное убийство.

Также мы будем обсуждать вопрос конфискации, потому что практика показывает, что причиной таких тяжелых аварий является водитель, имеющий за плечами большое количество штрафов. Если таких автомобилистов остановить на раннем этапе, то появится вероятность, что ДТП со смертельным исходом не произойдет. При случаях повторных нарушений мы будем рассматривать вопрос конфискации автомобиля, как источника повышенной опасности.

 

Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России:

— Я думаю, что пожизненный срок – это абсолютно необъективно и невозможно. Это просто популистские заявления, на которых депутаты зарабатывают себе политические очки. 
Ужесточение имеет место быть. Есть тенденция, при которой увеличивается количество погибших на дорогах – это очень опасно. Думаю, что для начала необходимо не ужесточать наказание, а сделать так, чтобы перед законом были все равны – чувствовалась неотвратимость наказания. Когда никто, включая чиновников, не мог бы избежать подобной кары. Естественно, есть вопрос коррупции. Но самый первичный – все-таки вопрос о градации состояния алкогольной опьянения, по степени тяжести: «легкое»,  «среднее», «тяжелое», «особо тяжелое», как это было в советские времена. Чтобы под один и тот же закон не попал человек, выпивший квас или корвалол, и человек, который едет за рулем, как на Минской улице, с промилле 3,5 в крови. Разница налицо: человеку стало плохо с сердцем, и он вынужден был принять спиртосодержащее лекарство, и человека, который два дня выпивал.

Я бы особенно не стал рассчитывать, что ужесточение наказаний как-то повлияет на количество пьяных на дорогах. Автовладельцы – это не отдельно взятая категория людей, которые живут в автономном мире. Это часть общества, и если общество живет в такой алкогольной среде, то и автовладельцы  тоже.

 

Рамиль Хайруллин, председатель Федерации автовладельцев России по республике Татарстан:

— Закон принять — это одно дело. Чтобы он работал у нас правильно – это другое. Закон об ужесточении необходим, но он должен работать не против людей. У нас пьяного сделать трезвым, как говорится, пять секунд. Это к разговору о коррупционной составляющей. Тот, кто ездит пьяным, наверняка будет продолжать делать это. Для начала необходимо решить проблему с ГИБДД и с судами, только потом необходимо решать проблему с водителями. У нас человек, катающийся в пьяном виде, может легко откупиться, «махнуть» корочкой – таким, в принципе, права даже не нужны. 

Газета «DAILY» — Новости России и мира