Автор: Ольга Егорова
Говорить с Асией все равно, что играть в пинг-понг. Легкость, темп, соревнование за «первый приз»… Кто кого? Ты ей — «умный» вопрос, она тебе — грамотный ответ. «У меня мягкий характер, я никогда не хотела быть бизнес-вумен», – говорит милый «генерал в юбке» на старте. Очаровательная улыбка и внешность куколки целиком и полностью укладываются в эту легенду. Но спустя 5 минут, я понимаю, что беседую с человеком, собаку съевшим на продажах горящих туров.
Асия Бурганова
24 года
Образование высшее, КГТУ им. Туполева, инженерно-экономический институт, кафедра менеджмента
Совладелец туристического агентства «Bounty Tours»
Бизнес «по любви»
Исторический экскурс и откровенный рассказ Асии о том, как ей удается доставать самые лучшие горящие туры – «сладкие остатки» мира туризма.
— Начнем с традиционного вопроса «Газеты DAILY»… Когда вы решили стать предпринимателем, Асия?
— Честно говоря, не так давно. Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель около года назад, более того, до этого момента и не думала, что когда-нибудь захочу заниматься бизнесом. Дело в том, что у меня довольно мягкий характер, командирские нотки отсутствуют напрочь. Но в 2011 году так сложились обстоятельства… Я вернулась из отпуска и поняла, что хочу связать свою жизнь с туризмом.
— То есть, у вас бизнес «по любви»?
— Именно! Я с «младых ногтей» интересовалась дальними странами и экзотическими путешествиями. Собственно, и высшее образование получила профильное. После работала в сфере туризма, однако исключительно в качестве наемного работника. Не буду лукавить, я и сейчас процветаю не одна, а вместе с соучредителем – моей коллегой. В свое время она предложила мне стать партнером в компании «Bounty Tours», после долгих раздумий, я согласилась. Решила, будь что будет. В конце концов, если бизнес не пойдет, я просто уйду из этой сферы и продолжу жить счастливо.
— Довольно легкомысленное решение, разве нет?
— Легкомысленное – согласна, но зато я осталась честна сама с собой. Кроме того, сфера туризма предполагает некоторый авантюризм.
Сегмент рынка у вас тоже довольно авантюрный. Ведь вы выбрали в качестве профильной деятельности именно горящие туры…
— Выбор этого сегмента связан, прежде всего, с целевой аудиторией «Bounty Tours». Мы изначально делали ставку на средний класс и не стремились продавать премиум-туры. Сегодня компания берет количеством, при этом, не забывая о качестве. Возможно, именно в этом и состоит успех наших «райских» путешествий.
— Успех налицо. Убранство офиса говорит о том, что вы, как минимум, не бедствуете…
— Да, действительно. Но так было не всегда, это наш второй офис по счету и первый по статусу. Мы с трудом нашли помещение на первой линии в центре города. Касаемо убранства… Стараемся соответствовать, что тут еще сказать… (Смеется.)
— И у вас получается! Горящий тур, насколько я понимаю, это самое выгодное предложение турагентства. Логично предположить, что таких «беспроигрышных лотерей» не может быть много. Как вам удается обеспечивать постоянный приток горящих туров?
— Да, действительно, мы имеем дело с самыми выгодными с точки зрения цены предложениями. Но дефицита так называемых горящих туров не испытываем. Для того чтобы вы поняли, что такое тур с пылу-с жару, объясню, как он в целом попадает на рынок. Туристические операторы формируют туры и выкупают определенное количество мест на авиарейсах и номеров в отелях. Уже готовый тур выставляется на продажу, турагентства расхватывают определенное количество мест, но какой-то объем всегда остается. Чтобы не «уйти в минус» туроператор начинает скидывать цену на пустующие места. Иногда стоимость тура падает ниже закупочной. С этими «сладкими остатками» мы и работаем – реализуем их через свою базу клиентов. Правда, хочу заметить, что «Bounty Tours» никогда не продает дешевые, но плохие туры, именно поэтому стоимость путешествия на одного человека не падает ниже 15 000 рублей. Кроме того, горящие путевки – не единственное наше направление. Сегодня я продвигаю заблаговременное бронирование туров. Суть в том, что клиент планирует свой отпуск заранее и экономит, таким образом, довольно существенную сумму денег. Лично для меня, к примеру, такой формат отпуска предпочтительней.
— Резонно. А как вы формируете собственную цену тура? Ведь агентство живет за счет разницы в цене, верно?
— Так и есть, мы существуем за счет небольшой наценки. Однако в отличие от крупных компаний, делаем накрутку только на сам тур. Формирование экскурсионной программы или, например, представление какой-либо актуальной информации – исключительно бесплатная услуга. На самом деле, я уверена, что честная работа в сфере туризма – это залог успеха. Если я сегодня обману клиента, он больше ко мне не вернется, да еще и друзьям расскажет о моей недобросовестности.
— Честность – это прекрасно… Но коммерческой выгоды никто не отменял. Вы же не занимаетесь благотворительностью?
— Из одной крайности вы переходите в другую. Конечно, о благотворительности речь не идет. Мы всего лишь оцениваем реальные возможности наших клиентов и даем им ровно то, что требуется. Кроме всего прочего, сегодня зарубежные туры пользуются особой популярностью, мы наблюдаем постоянный прирост рынка, а значит, места хватит всем турагентствам, и жадничать с наценкой не нужно. Есть и другой нюанс. Думаю, вы слышали о повальном банкротстве крупных туроператоров в самых разных городах России, что становится причиной уничтожения договоренностей с поставщиками услуг. В лучшем случае, туры клиентов попросту «сгорают», в худшем – путешественник не может выехать из «гостеприимной» страны. Туроператор должен выплатить стоимость такой поездки или оказать посильную помощь в освобождении «пленника». Если конфликт доходит до суда, правда всегда на стороне клиента. Это общая политика при решении любых споров. Зная о такой тенденции, «Bounty Tours» делает все для того, чтобы сгладить конфликт на начальной стадии.
— По какому поводу могут возникать острые споры с клиентом?
— Примеров может быть много. Например, клиенту обещали пятизвездочный отель, а заселили в трехзвездочный. В результате, он был вынужден доплатить за лучшее расселение. Уже по возвращении из райских кущ человек приходит к нам и требует возместить затраты. При наличии всех бумаг, доказывающих дополнительные расходы, я могу покрыть их из собственного кармана. Пусть я потеряю энную сумму денег, но сохраню лояльность клиента. К счастью, у нас подобная ситуация случилась лишь однажды, и разрешилась она миром.
Я работаю, а они отдыхают!
О стартовом капитале, бытовых сложностях агента и «подлости» туристов…
— Поговорим о деньгах. Каков был ваш стартовый капитал?
— Честно говоря, я начала свой бизнес без стартового капитала. Я уже говорила, что присоединилась к готовой компании. Однако даже без партнера можно открыть турагентство с нуля. Если вам хочется сразу обзавестись офисом и парой-тройкой менеджеров, придется заплатить, думаю, порядка 100 тыс. рублей в первый месяц работы. Но лично мне кажется, что на старте турагентству не нужен шикарный офис и раздутый штат. Ведь нет гарантии, что дело пойдет. Так к чему распыляться? Важней информационная база и узкоспециализированные знания!
— Какого рода информационная база и что за знания?
— Если мы говорим именно о горящих турах, то вы должны хорошо ориентироваться в тендерах туроператоров. К счастью, сегодня с этой частью проблем не возникает – все сведения представлены в Интернете, нужно лишь вовремя реагировать и знать, где и что лежит. Со знаниями и навыками все несколько сложнее. Грамотный менеджер должен быть в курсе множества нюансов – от общего качества обслуживания в отелях до цвета постельного белья в номере «люкс». Только завладев такими данными, мы сможем обеспечить лучший отдых нашим клиентам.
— Не верится, что все это можно знать. Ведь информация постоянно обновляется!
— В этом и заключается основная сложность.
— А с какими еще сложностями вам приходилось сталкиваться?
— Основная сложность на старте – это поиск туристов. В нашем сегменте много конкурентов – это и мелкие агентства, и крупные «игроки». Кстати говоря, в последнее время есть тенденция к объединению «мальков» в крупные конгломераты. Однако мне не хотелось бы идти таким путем, есть другие мечты, но об этом позже… Переиграть конкурента — значит собрать больше туристов, а для этого нужна реклама, причем, постоянная. Мы использовали самые разные способы раскрутки – от «наружки» до социальных сетей. Отмечу, что срабатывает многое, но при постоянном вложении средств. В месяц мы можем потратить на рекламу от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, притом, что бизнес у нас не самый крупный.
— Если говорить о повседневных проблемах, что можете отметить?
— Самая главная проблема в том, что я каждый день работаю, а они (клиенты) едут отдыхать. (Смеется.) Я, в конце концов, тоже хочу в отпуск! А если серьезно, то возникает множество чисто бытовых проблем. К примеру, недавно были проблемы с водопроводом, периодически ломается техника. Как я это решаю? Запросто! Набираю в поисковике «скорая компьютерная помощь» и, вуаля, мастер берет на себя всю ответственность. На самом деле, я уверена, что каждому — свое. Я вот умею продавать туры, а в нюансах той же бухгалтерии мало что понимаю. Потому наша компания обслуживается у профессионального бухгалтера на условиях аутсорсинга. Такова моя философия – занимайся своим делом и получишь лучший результат.
Сотрудники регулярно ездят в туры
Оказывается, годичное образование каждого менеджера обходится турагентству минимум в 500 долларов.
— Насколько я понимаю, начинали вы без крепкой команды менеджеров… Когда стало ясно, что без помощников не обойтись?
— Почти сразу после моего прихода в «Bounty Tours». Вы правы, сначала мы работали вдвоем – я и мой партнер. Но спустя пару месяцев, поняли, что желающих отдохнуть слишком много. Нашли первого менеджера – девушка оказалась просто сказочной! Она долгое время работала в сфере туризма и знала все о хорошем отдыхе. Но сказка не может быть вечной, наша волшебница уволилась, и мы столкнулись с проблемой поиска персонала. Кто бы что ни думал, но профессионального тур-менеджера найти почти невозможно. Но мы справились, сумели взрастить кадры в процессе работы.
— Каким образом?
— Для начала объяснили какие-то общие моменты, а затем стали отправлять на стажировки «в поля». Каждая из девочек успела побывать в нескольких экзотических странах. На самом деле, это традиционная практика для турагентств. Я уже говорила, что мы не можем предлагать кота в мешке – без актуальной информации продавать туры нельзя. А получаем мы данные «из рук в руки», отправляя менеджеров на самые популярные курорты.
— Не работа, а сказка… Знай себе, загорай под теплыми лучами солнца…
— Если бы! Отдохнуть в условиях стажировки невозможно, выспаться бы – вот и вся радость. В течение нескольких дней менеджер должен обойти с десяток отелей, пляжей, баров, бассейнов и прочих мест обитания homo touristik. При этом информация, полученная на местах, не должна перемешаться в голове. Иначе, зачем все эти муки? Нравится вам такой формат отдыха? Думаю, нет.
— Да… веселого здесь мало. А во сколько обходится одна такая стажировка вам?
— Как минимум, в 500 долларов на каждого менеджера. И это самый дешевый вариант. К счастью, затраты очень быстро окупаются. Повышение квалификации сотрудников – это необходимость. Если я сегодня не дам своему работнику возможность обучаться, завтра он не сможет продать товар. Вот вам простейший пример упущенной выгоды.
Господдержка: легче, чем вы думаете
Часть о мечтах и волшебной государственной поддержке.
— Асия, какое будущее вы рисуете для «Bounty Tours»?
— В первую очередь, желаю нам не просто существовать, а процветать. Кроме всего прочего, я мечтаю развить уникальное для Казани направление – формировать оригинальные туры по заказу клиента в самые разные страны мира. Например, «сверстать» африканское сафари или путешествие в Антарктиду. Я уверена, что такие туры станут пользоваться огромным спросом. Конечно, и цена будет отличной от горящей. Фактически, мы займемся продвижением премиум-туров, но оригинального толка, где-то приключенческого.
— Звучит прекрасно, очень надеюсь, что вы сможете воплотить в жизнь задуманное. Может быть, стоит воспользоваться господдержкой для реализации оригинальной идеи?
— Я вам больше скажу, мы в этом году уже пробовали подать документы на грант. Но, к сожалению, нас подвел человек, собиравший бумаги – не успел в срок. Между тем, это вполне реально. Недавно мой хороший друг, владелец клуба «Тайфун» и кинотеатра «Релакс Синема», взял грант на развитие своего дела. Кстати, обязательно возьмите у него интервью! Попомните мое слово, через несколько лет его компания станет крупнейшей в мире развлечений.
— Обязательно воспользуемся «наводкой». А может быть, сможете дать совет новичкам, раз у вас так много связей в деловом мире?
— Запросто. Например, раскрою вам тайну, известную «наверху»… Больше всего дотаций и грантов дают производственникам. А все потому, что ниша абсолютно не заполнена. Видите вот эти полочки (кивает на стеллаж справа от себя)? Вам легко дадут грант на покупку станка для их изготовления. Мне в одном ведомстве напрямую сказали: «Деньги есть, в первую очередь, для производств, собирай документы и забирай без очереди». Странно, что нет желающих работать в этом сегменте при подобной поддержке со стороны государства…