Участники рынка против новых штрафов РЖД

Статьи

Компании, специализирующиеся на жд-перевозках, собственники железнодорожных составов и владельцы путей необщего пользования выступили против инициативы ОАО «РЖД» о внесении изменений в Устав ЖД-транспорта РФ. В частности, было предложено установить штрафы за задержку вагонов и платформ при выполнении разгрузочно-погрузочных операций сверх установленных временных нормативов. По мнению представителей ОАО «РЖД» санкции должны коснуться подвижных составов, не принадлежащих перевозчику.

Доводы ОАО «РЖД»

В настоящее время в правилах пользования путями общего и необщего пользования, устанавливаемых уставом ЖД-транспорта, не предусмотрено штрафов за простой вагонов при загрузке и выгрузке. Из-за этого в сезон посевной и уборки зерновых среднее время выгрузки вагонов на комбинатах хлебопродуктов и сельхозпредприятиях, эксплуатирующих железнодорожные пути необщего пользования, вырастает до 40-42 часов. Хотя среднее время выгрузки в другой период обычно не превышает 25-30 часов. Введение штрафов подстегнет грузоперевозчиков и предприятия, эксплуатирующие пути необщего пользования, к повышению их пропускной способности, улучшению железнодорожных транспортных коммуникаций.

Кроме того, эта мера благоприятно скажется и на компаниях, осуществляющих ремонт путей необщего пользования, а также предлагающих услуги по отстою вагонов и составов. К таким, например, относится компания «Артекс». Более активное вовлечение ее в работу и регулирование рынка, что неизбежно при введении штрафов, приведёт к тому, что подъездные пути необщего пользования будут активно развиваться и содержаться в гораздо лучшем эксплуатационном состоянии.

Аргументы против штрафов

По мнению других участников рынка, среди которых потребители услуг ОАО «РЖД» и СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» такая реформа является абсолютно ненужной.

Во-первых, предложение внесет дополнительные сложности в эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. Так как, согласно инициативе, уплата штрафа будет осуществляться в пользу перевозчика, а не владельца состава или жд-путей, что было бы более логично. Ведь именно последний мог бы направить их, например, на ремонт железнодорожного полотна.

Во-вторых, договор пользования железнодорожными путями необщего пользования, а также другие договорные документы между владельцами грузов, грузоперевозчиками и собственниками путей уже предусматривают все возможные форс-мажорные ситуации и штрафные санкции в случае неисполнения одной из сторон своих обязательств.

В-третьих, опасность законодательного закрепления штрафов по предложению РЖД еще и в возникающих юридических казусах. Непонятно, что будет учитываться в первую очередь – устав или договор на эксплуатацию пути необщего пользования в случае их расхождения. А кроме того, абсурдная ситуация возникает, если владелец груза является одновременно и собственником ЖД-состава, осуществляющего перевозку.

Отстой вагонов на путях необщего пользования

Пока идут споры, услуга отстоя вагонов на путях необщего пользования от компании «Артекс» остается актуальной. Особенно в свете того, что инициатива РЖД имеет все основания быть принятой с незначительными поправками, касающимися конфликта с договором пользования путями необщего пользования.

Поэтому для многих грузоперевозчиков и владельцев подвижных составов будет актуально задуматься о предварительном договоре на услугу уже сегодня.

Газета «DAILY» — Новости России и мира