Алексей Архипов, VistCard: «Конкуренты были с деньгами, но совершенно не понимали, как продвигать дисконт»

Новости Татарстана

Создали компанию супруги Архиповы – Алексей и Татьяна. Сегодня муж занимается развитием предприятия, жена – оперативным управлением. Кстати говоря, наши коллеги из газеты «БИЗНЕС Online» в недавнем интервью с VistCard забыли упомянуть о заслугах главы семейства. Мы исправляем ошибки товарищей.

Алексей в самом начале беседы признался, что только на дисконтной системе денег много не заработаешь. Ответ на резонный вопрос «зачем же тогда заниматься столь неприбыльным делом?» был получен ближе к титрам. Тем интересней был разговор…

Алексей Архипов

30 лет

Образование высшее, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, физкультурное отделение.

Совладелец компании VistCard,  директор по развитию.

 

Трудный старт

— Насколько я понимаю, сегодня скидки – это продажа всевозможных купонов. Вы занимаетесь тем же самым?

— Нет, у нас абсолютно другое направление. Мы позаимствовали идею у наших партнеров в Чебоксарах. Даже хотели продвигать их бренд в свое время, однако не дождались открытия филиала в Казани и самостоятельно принялись за работу. Открылись в январе 2008 года. Сегодня у нас абсолютно самостоятельное предприятие. Возможно, в России есть аналоги, но идентичных бизнес-проектов я не находил. Многие пытались выкупить у нас франшизу и работать на своей территории, но мы пока не заинтересованы в таком ведении дел. 

— Так все же, почему было решено заниматься именно скидками? Ясно, что подсмотрели у партнеров, но могли ведь и бросить это дело, найти что-то более-менее обыденное…

— Буду честен, не знаю, почему именно скидки. По образованию я учитель физкультуры, думаю, понятно, что моя профессия не предусматривает рекламу направления. Хотя, с какой стороны посмотреть… Ведь это та же общественная работа, постоянное общение с людьми. Мне, кстати, нравилось преподавать, вот только жить на ту зарплату было невозможно. Дисконтная система тоже не слишком прибыльный бизнес, это, скорее, платформа для развития других направлений. 

— Какие именно направления? И каков, в таком случае, основной продукт VistCard?

— Прежде всего, VistCard – это дисконтная система. Мы продаем карты с набором скидок разного толка в тандеме с партнерами. Собственно, то или иное партнерство обуславливает внешний вид карты. Мы размещаем логотип компании на «обложке», но все карты имеют одинаковую силу – единый пакет услуг. Что касается других направлений… У нас есть свои предприятия, кафе, агентство по организации торжеств, доля в мебельном производстве, сувенирные магазины и т. д. Также мы занимаемся производством пластиковых карт и полиграфией. Но и здесь стараемся объяснить заказчикам, что им проще подключиться к нашей дисконтной системе. Мы поняли, что дисконтная система может успешно существовать только в тандеме с чем-то. 

— Резонно… Тем не менее, как все начиналось?

— Честно признаюсь, стартовали трудно. Команда состояла из семи человек, но в итоге мы остались вдвоем с супругой. Сегодня и не вспомнишь всех подробностей. Были моменты, когда самим хотелось отказаться от этой идеи. Вознаграждение за труды случилось лишь спустя 8-9 месяцев после открытия, именно в этот период мы начали реализовывать один интересный проект и поняли, что дальше можно работать со стабильной прибылью. На сегодняшний день каждое достижение компании – это достижение всех ее сотрудников. Хочется отметить самых ценных нам сотрудников, это Тихонова Наталья Валерьевна, руководитель отдела корпоративных продаж, и Закирянов Марат Халяфович, руководитель отдела розничных продаж. Без них нам пришлось бы очень трудно!

— В чем была основная проблема трудного старта?

— Думаю, дело в том, что до нас было слишком много различных дисконтных систем, большая часть которых исчезла «с радаров». К моменту открытия VistCard у потенциальных клиентов уже сложилось свое мнение о скидках. Мы же строили работу по-другому. Все участники нашей дисконтной системы работают на договорной основе. Платит и компания – участник (за продвижение услуг) и клиент (за саму дисконтную карту). Как видите, это не халява, а полноценный продукт. Мы пробовали работать и «под честное слово». Но было слишком много недоразумений. Например, клиент где-то недополучил скидку и прибежал к нам возмущаться. Оказалось, что руководитель компании, с которым мы «стукнули по рукам» без договора, попросту забыл оповестить новых сотрудников о скидках. Чтобы избежать подобных проблем, словесные договоренности исключили и ни разу об этом не пожалели. 

— Пару слов о бизнес-процессах, я все еще не понимаю, как вы продвигали свой особенный товар…

— Мы начинали через прямые продажи. Каждый дистрибьютор сам выбирал своих клиентов, кто-то ходил по офисам, другие продавали карты в торговых центрах. Но у прямых продаж есть и свои минусы. Кому-то не нравится покупать с рук, хотя дистрибьютор должен предлагать уникальные условия для приобретения карты, и у нас, к примеру, разительно отличается цена. Напрямую карта стоит 390 рублей, в офисе – 700 рублей. Также сегодня мы пропагандируем несколько иной подход. Создаем различные акции с помощью партнеров. Например, разыгрываем карты или продаем их по очень низкой цене, а разницу доплачивает заказчик. По этой схеме совсем недавно отпечатали карты с символикой гостиничного комплекса «Дубай». Они стоили всего лишь 150 рублей. Корпоративный заказ стал сегодня нашей основной формой сотрудничества. 

 

Разговоры о главном: клиенты и партнеры

— В свете новой системы работы… кто он – клиент VistСard?

— Все еще любой человек. Наши карты может приобрести каждый, цена единая и вполне доступная. Что касается корпоративного развития… Здесь есть разные грани. Во-первых, то, о чем я говорил выше – заказ карт под конкретное предприятие. Во-вторых, всевозможные розыгрыши. Сегодня, кстати, реализуем интересный проект с ФК «Рубин» – «карта болельщика». Собственно, это та же карта VistCard, с универсальным набором услуг и оригинальным внешним видом. На «обложке» игроки «Рубина», логотипы команды и нашей системы. В этом проекте также предусмотрен розыгрыш – угадай счет матчей (в нашей группе Вконтакте) и получи свою «карту болельщика». Но самым крупным корпоративным проектом сегодняшнего дня стала программа «МегаФон-Дисконт». Мы выиграли тендер по Поволжью и стали единственной дисконтной системой, продвигающей программу на нашей территории. Суть заключается в том, что каждый абонент МегаФона может получать скидки в тех или иных заведениях при помощи мобильника. Мы же осуществляем информационно-рекламную поддержку предприятий, предоставляющих скидки.

— Кто работает в VistСard сегодня?

— Коллектив теперь довольно скромный – 7-9 человек. Хотя буквально год назад у нас было порядка 50-ти сотрудников. Массу составляли агенты, мотавшиеся по командировкам в филиалы. Но почти всех мы сократили, так как поняли, что количество не всегда переходит в качество. На самом деле, все у нас работают от прибыли, получают проценты, потому эффективность конкретного сотрудника видна сразу. Оклад есть только у дизайнера и бухгалтера. Конечно же, существует максимальная социальная поддержка персонала, но на этом так называемая стабильность заканчивается. С другой стороны, мы не ограничиваем размер заработной платы и даем шанс на развитие каждому. Но проблема в том, что никто не хочет зарабатывать деньги, все хотят их получать. 

— А почему остался так называемый костяк? Они занимали или занимают какую-то активную позицию?

— Костяк – это минимум сотрудников, ведущих основные наши проекты. Каждый из специалистов двигается в уникальном направлении. Касаемо активности… Здесь все проще. Имя VistCard теперь уже, наконец-то, работает на нас. Клиенты приходят только потому, что услышали о проекте от знакомых людей. В какой-то степени, у нас клуб по интересам. Буквально сегодня было с десяток звонков от знакомых, спрашивали, как стать нашими партнерами. 

— Каковы условия участия в дисконтной системе для компаний-партнеров?

— Раньше нужно было просто заключить договор и оплатить вступительный взнос. После чего мы и начинали работать. Теперь система работы изменилась: предприятие сначала заполняет заявку о намерении сотрудничать с дисконтной системой, после одобрения руководитель приобретает Premium-карту «Свои люди». То есть, регистрироваться в дисконтной системе могут только владельцы карт «Свои люди». К тому же, эта карта позволяет участвовать в совместной дисконтной программе VistCard – Face to Face. Эта идея пришла к нам после посещения проектов face to face. Знаю, вы освещаете события этого сообщества. С Сашей Чесноковым (ред.: создатель проекта face to face) мы давно сотрудничаем, стартовали практически в одно время, даже карты совместно с Союзом молодых предпринимателей выпускали. 

— VistCard, если я правильно понимаю, довольно часто работает проектно… Мы можем поговорить об этом?

— Конечно. Например, мы когда-то работали с одним вузом – выпускали пластиковые студенческие билеты с нашим логотипом. Это был уникальный проект, студенческий билет являлся и пропуском в административные здания, и дисконтной картой. Но, к сожалению, идею перекупили другие люди. Кстати, после нашего ухода, система недолго просуществовала. Конкуренты были хоть и с деньгами, но совершенно не понимали, как следует продвигать дисконт. А сами карты, между прочим, до сих пор в обиходе встречаются. На самом деле, было много подобных проектов – «пластик» со своим логотипом заказывали профсоюзы вузов города. В 2009-м, в год 90-летия со дня образования профсоюзов, мы отпечатали около 25 000 карт. Социальные проекты сегодня пользуются максимальным спросом. Буквально 23 сентября мы заключили договор с Федерацией мини-футбола Казани. Все игроки команд получили «футбольные карты» с родным логотипом, которые одновременно являются пропуском в зал, где проходят тренировки. В общем и целом, я хочу развиваться в этом направлении и дальше. Если получится, создам проект популяризации спорта среди детей-инвалидов. Мы выпустим особенные карты, при продаже которых часть средств пойдет на поддержку детей с ограниченными способностями – внедрим своего рода спонсорскую помощь.

 

Три кита: деньги, конкуренты и реклама

— Каков был стартовый капитал VistCаrd?

— Я не могу сказать, сколько всего денег было потрачено. Скажу в целом… Можно вложить и 500 рублей, и 1 млн. рублей, но без информационной базы, умений, терпения дисконтную систему не продвинешь. К нам в Казань заходили дисконты федерального значения, с представительствами во многих городах России и даже мира. Никто не выжил. За время работы я увидел с десяток таких «завоевателей», все исчезли. 

— Мы плавно перешли к конкурентам. Получается, нет сегодня достойных соперников на рынке?

— Я перестал отслеживать «врагов», если их можно так назвать. VistCard развивается абсолютно уникально. У нас есть свои приоритеты, цели и задачи. Многие пытаются копировать, но никому не удается. Недавно из Тольятти звонили. Предлагали работать вместе и признались, что создали идентичный нашему бизнес. Я от сотрудничества с «клоном» отказался, и был прав. Буквально спустя полтора месяца фирма пропала. Честно говоря, это довольно типичная ситуация. В Казани работать непросто, дело здесь в уникальных особенностях работы с партнерами. Например, у нас было много ситуаций, когда контракт расторгался буквально через месяц после заключения. Партнер не хотел выполнять свои обязательства, и баста. Сегодня мы от таких «друзей» избавляемся.

— Как в целом обстоят дела с рекламой продукта? Ясно, что вы сами в какой-то степени и есть реклама себя, тем не менее…

— Так вышло, что реклама как таковая нам не особо важна. «Сарафанное радио» работает эффективней. Чем больше карт мы сдадим в народ, тем быстрее к нам придут новые клиенты. Кроме того, дисконт ведь не действует вечно, через пару лет срок действия «пластика» заканчивается и покупатель возвращается, чтобы продлить услугу. Кстати, 14 октября у нас будет боулинг-турнир в развлекательном центре «Притяжение». И это тоже своеобразная рекламная акция. Турнир проводится в девятый раз, неизменно он собирает народ. Чаще всего приходят семьями, потому мы организуем отдельный моцион для детей – клоуны, аниматоры и прочие изыски. Взрослые участвуют в розыгрыше ценных призов, например, можно выиграть гостевой домик в комплексе «Дубай» на выходные. Честно говоря, такие мероприятия стали нашим единственным рекламным инструментом. Мы проводим турниры по теннису, футболу… Недавно, кстати, сделали фестиваль шашлыка – успех был огромным. Только мангальный ряд растянулся на 40 метров!

 

«Социальный» VistCard и планы на будущее

— Что можно улучшить, чтобы развитие VistCard было максимально эффективным?

Думаю, нам есть что показать в социальной сфере – мы создали много действительно полезных проектов. Но, к сожалению, в раскрутке бизнеса это не помогает. Такие «продукты» сродни благотворительности – нужны в плане общего развития, для души. Если мы говорим о развитии, то здесь все проще. Работаешь – идешь вперед, расслабился на день – запорол дело. Если не хочешь расти, тебя не спасут ни государственная поддержка, ни гарантии партнеров. 

— Раз уж заговорили о господдержке… Есть какой-то опыт?

— Наоборот. Я, в принципе, не знаком с этим направлением, не задумывался о необходимости такого взаимодействия. Думаю, интересней налаживать связи с новыми партнерами, нежели просить помощи у «большого брата». Сейчас, к примеру, мы начали работу с Банком «Аверс», они хотят выпускать зарплатные карты с нашим логотипом и всеми возможностями дисконта. С 1 октября выйдут первые 5000 карт «Аверса». 

— И все же… Одно дело просить помощи, другое – участвовать в какой-то программе…. Почему бы госучреждениям не поддержать именно социальный проект? Не думали об этом?

— Думали, конечно. Более того, мы уже успели реализовать некоторые свои идеи. Например, работали с Ак Барс банком и мэрией Казани, выпускали совместные транспортные карты. Но не всем клиентам понравилась идея, ведь наша карта с набором услуг стоила гораздо дороже. Обычный «билет» обходился в 50 рублей, аналог VistСard стоил порядка 300 рублей. Честно говоря, мы только начинаем работать в тесном сотрудничестве с госструктурами. Но очень хотелось бы двигаться именно в этом направлении. Тем более, что география позволяет – мы представлены в 22 городах России и останавливаться не собираемся. Задействованы ближайшие соседи. Среди самых крупных городов: Уфа, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Йошкар-Ола…

— Какие, в целом, планы на будущее?

— Продолжим заниматься картами… Сейчас двигаем отличное направление – дисконт «Свои люди». Это престижный «пластик», который откроет двери в сотни компаний. Карта premium-класса даст максимально большую скидку в заведении, участвующем в дисконтной системе. Некоторые наши партнеры и вовсе станут давать скидки исключительно владельцам таких карт. Юридические лица, приобретающие престижный «пластик», смогут зарегистрироваться в системе абсолютно бесплатно. Думаю, этот проект станет одним из самых актуальных в нашей дисконтной системе. 

Газета «DAILY» — Новости России и мира