Сегодня на расширенном заседании партии «Единая Россия» мэр Казани Ильсур Метшин озвучил грандиозные планы озеленения городских улиц. Рустам Минниханов за сутки до этого предложил разбивать сады на плоских крышах домов в историческом центре города.
Новая масштабная инициатива градоначальника получила пафосное название «Зеленый рекорд». Г-н Метшин призвал крупные предприятия и вузы поучаствовать в посадке десятков тысяч деревьев. Рустем Минниханов одобрил проект, утвердив задачу на сезон – высадку пятидесяти тысяч стволов.
На заседании были приведены и конкретные цифры. За прошлый год общий автопарк Казани пополнился двадцатью четырьмя тысячами новеньких автомобилей и всего семью тысячами деревьев. Из-за этого перекоса, сложилась картина, по которой в столице Татарстана на данный момент триста тысяч автомобилей и всего 225 тысяч деревьев. Причем, если количество первых неуклонно растет, то число последних также неуклонно снижается, в том числе из-за развернутого в городе крупномасштабного строительства.
— Одно дерево на одну семью! И этот разрыв, повторяю, будет только расти, если мы все вместе не предпримем действий. Чтобы сделать нашу столицу зеленым и привлекательным городом, нужно сажать не тысячи, а десятки тысяч деревьев. И не полутораметровые пучки, «карандаши» и «спички», а взрослые крупномерные саженцы высотой под 5-7 метров, – заявил на заседании партии г-н Метшин. – В посадке таких деревьев нам помогут профессионалы, с представителями ландшафтных компаний города и республики мы уже провели серию встреч и консультаций.
Оказалось, что исполкомом города уже даже определены все места для посадки зелени с учетом пролегания различных коммуникаций, созданы проекты озеленения ключевых улиц, продумываются источники посадочного материала, технические аспекты и логистика. Мэр оговорился о том, что одними лишь силами муниципалитета программу не потянуть, и призвал каждого казанца принять участие в реализации нового сверхпроекта.
Казань степная
В последнее время в городе стремительно ухудшается экологическая обстановка. Факт, с которым не поспоришь. Вредные выбросы заводов и автомобильных двигателей приводят к хроническим заболеваниям у пожилых людей, осложнениям беременности, росту онкологии и еще целому букету негативных последствий. Одной из причин такого положения стала градостроительная политика последних десятилетий. Строили в Казани что угодно, где угодно и как угодно. Город перестал нормально продуваться, вместо положенных 55 процентов зеленых насаждений остались жалкие 18 процентов.
Огромной бедой для зеленых насаждений стало расширение автодорог. Тот случай, когда машины в прямом смысле пожирали деревья. Восстания, Гаяза Исхаки, Проспект Победы, Зорге, Сибирский тракт, Подлужная и часть парка Горького – вот далеко неполный список улиц, «освобожденных» от деревьев. Особенно характерен пример Проспекта Победы. Здесь, чтобы казанцы не жаловались на пробки, пришлось пожертвовать небольшим леском. Кстати, и на месте деревни Универсиады раньше росли деревья. Были они и на Баумана, и около Кремля, и даже на Булаке – теперь там и тут лишь голый асфальт.
Дела зашли так далеко, что Казань стали сравнивать со степной столицей кочевников городом Улан-Батор. Злые языки даже утверждали, что деревья уничтожаются исходя из идеологических соображений.
Проблема тлела долгие годы, до вопросов комплексного озеленения Казани руки чиновников все время не доходили, и вот первая ласточка:
— Одно дерево на четырех казанцев – это никуда не годится, – произнес Ильсур Метшин яркую фразу во время рабочего объезда Приволжского района 4 октября. Того самого, который понес наибольшие потери зелени в последнее время.
Руководителю города на месте рассказали об успехах в «осеннем озеленении города», стартовавшем 17 сентября. В тактических планах у МУП «Горводзеленхоза» высадка 4,6 тыс. деревьев и 21,6 тыс. кустарников. Основные направления работ – Оренбургский тракт и Большое Казанское кольцо.
По традиции, тогда не обошлось и без инноваций. Озеленители представили г-ну Метшину и заодно всем жителям Казани новинки отросли – «модифицированные» сорта тополя – «Тополь-38» и так называемый «Китайский тополь». Современные достижения в области ботаники и растут быстро, и не «пушат», а последний тип тополя, по заверениям руководства «Горводзеленхоза», вообще обладает стопроцентной приживаемостью (!). Этот сорт сейчас тестируется в Ново-Савиновском районе, на улице Чуйкова.
— Сегодня в Казани вдоль основных улиц растет чуть больше 220 тысяч деревьев. Это ничтожно мало. Ситуацию надо срочно исправлять, иначе мы превратимся в каменные джунгли. Казань сильно продвинулась по количеству развязок, пешеходных переходов, обновленных фасадов жилых домов, но серьезно отстала в плане благоустройства. Это особенно бросается в глаза после капитального ремонта основных улиц, – этими словами было положено начало претворения в жизнь крупномасштабной программы озеленения Казани, детали которой и были озвучены сегодня.
Тема зелени была затронута и вчера на совещании по вопросам реализации проектов нового строительства в историческом центре Казани, с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова. В ходе работы были рассмотрены 12 проектов строительства зданий в историческом центре города. Эксперты высказали свое мнение по каждому объекту. Помощник Президента Олеся Балтусова обратила внимание на вырубку деревьев, проводимую в ходе строительства новых домов. В ответ на что г-н Миниханов распорядился проработать вопросы, связанные с таким озеленением, предложив при этом также озеленять плоские крыши зданий в центре Казани.
Зеленые крыши – относительно новое направление в архитектуре. Эффективные технологии высадки разнообразных растений в условиях крыш многоэтажных домов появились в Германии в 1960-е и в последующее десятилетие распространились по многим странам Европы и мира. Ассоциации, продвигающие идеи зеленых насаждений на крышах, существуют сегодня в Швейцарии, Нидерландах, Италии, Греции, Швеции и многих других странах мира. Установка квадратного метра «зеленой крыши» в США стоит от 120 до 180 долларов. В Европе модная фишка обойдется уже в 200 евро за «квадрат». Преимуществами таких крыш считается теплосбережение, шумоподавление, экологичность, снижение расходов на ремонт крыш. Главным недостатком таких крыш является затратность содержания – «живая крыша» нуждается в постоянном уходе.
Новая зеленая доктрина вызвала недоумение в среде экспертов-экологов. На наши вопросы, связанные с «Зеленым рекордом», ответила председатель татарстанского отделения социально-экологического союза (СОЭС) Неля Биктимирова.
— Основная проблема на сегодняшний день не в высадке деревьев, а в том, что существующие зеленые зоны и водные объекты формально никак не защищены. У них нет правового статуса, который бы их защищал. Нет ни одного документа, в котором были бы определены границы этих зон, и запрещалась бы их приватизация. Если быть точной, единственное место, где определены границы, это лесопарк «Лебяжье». И то там впоследствии было сокращение территории на 400 ГА. Что касается улиц – можно пройтись по Казани и обратить внимание на эти посадки. Выживают ведь далеко не все. Сложно сказать даже, учитывается ли эта выживаемость. Стопроцентная выживаемость новых сортов деревьев тоже вызывает скепсис – как им будет житься в нашей земле, покажет только время. Важно и то, что у нас уничтожаются сложившиеся экосистемы. Яркие примеры – Кузьметьевский лес, проданный в частную собственность, Ноксинский лес, который сейчас планируется разбить на парки и скверы и частично застроить. Идет уничтожение зеленых зон, а нам пытаются внушить, что высадкой деревьев вдоль дорог можно что-то компенсировать.
По сути, происходит подмена понятий, качество меняется на количество. Речи не идет о территориях, за которыми будут закрепляться особые статусы, власти оперируют количеством штук. Проблема, на самом деле, еще глубже – к примеру, законодатель прописал, что парки, скверы, бульвары и сады являются территориями общего пользования. Это значит, что они не могут отходить в частные руки. Однако наши парки и скверы юридически парками и скверами не являются! Тот же самый парк Горького по документам вовсе не парк Горького, нигде не определены его границы. Это означает, что его могут завтра просто купить и застроить. Единственный выход из этой ситуации – составление перечня конкретных территорий – оставшихся зеленых зон. В таком правовом акте необходимо указать их границы и функционал. Речь идет как о крупных парках, так и о внутриквартальных зонах. По поводу сортов мне сложно давать комментарии, я не ботаник по специальности, однако я изучала отчеты Контрольно-счетной палаты города за 2007-2009 годы. Там как раз был дан анализ деятельности исполкома по высадке деревьев и финансовым затратам на эти операции. Были замечания в отношении высадки экзотических пород деревьев с плохой приживаемостью. Эти нарушения в конечном итоге приводят к неоправданно высоким затратам. Нельзя сказать, что там астрономические цифры, но существенные превышения имели место.
Что касается инициативы Олеси Балтусовой – никакое озеленение крыш не заменяет собой озеленение парков и скверов. Ну что такого можно посадить на крыше? Я думаю, что полноценные деревья там произрастать не могут. А механизм возмещения средств за уничтоженные при строительстве зданий деревья и так функционировал. При выдаче разрешения на снос зеленых насаждений юридическое лицо выплачивает в бюджет компенсацию в зависимости от причиняемого природе ущерба. На эти деньги в этом же районе и высаживаются новые деревни. Механизм худо-бедно работал. В распоряжениях иногда даже детально указывается, где именно высадить деревья – я такие распоряжения видела лично. Кроме того, опять в отсутствии того же правового статуса высаженные около дома деревья могут быть тут же вырублены, и никто не понесет за это ответственность. Наша основная проблема тут – это правовая незащищенность.