Литературный уик-энд #5

Новости Татарстана

«Бойцовский клуб»

Чак Паланик

О культе Чака Паланика мы уже писали в прошлом обзоре его великолепного произведения «Призраки». Однако, каковы бы ни были гениальны его романы, с «Бойцовским клубом», разрушившим любые привычные устои жизни поколения потребителей, сознание всех, кто прочел и считал своей целью материальное благополучие, дорогие бренды, положение в социуме. Нет! Все пустое! Все эти потребности выдуманы лишь нами самими – именно так утверждает один из главных героев романа – Тайлер.

«Бойцовский клуб» – одна из самых потрясающих и самых скандальных книг 90-х годов. А главное, одна из тех немногих, что изменили на корню сознание и мышление тысячей, а возможно, и миллионов людей по всему миру (учитывая экранизацию произведения).

Это роман, устами Паланика, в котором заговорило не просто “поколение X”, но и – “поколение X”, вконец озлобленное, поколение людей, вконец растерявшее свои последние иллюзии.

Главный герой в романе страдает бессонницей. Бессонница вызвана неприятием общества потребления. Причиной его нехитрого недуга является и внутреннее недовольство, неприятие тем, как в американской культуре понимается мужественность. По совету доктора, он начинает посещать группы поддержки для больных различными заболеваниями – бессонница уходит. Но лишь на время. Но тут в сюжет вламывается таинственный человек по имени Тайлер Дёрден, который создает подпольный бойцовский клуб как радикальную форму психотерапии…

Так получилось, что фильм «Бойцовский клуб» дошел до нашей страны раньше, нежели его литературный родитель. И если ваше сознание задел одноименный фильм, вы просто обязаны прочесть книгу, в которой Чак еще глубже раскрывает философские проблемы, поставленные в экранизации Дэвида Финчера, проблемы уже упомянутого «поколения X», «столкнувшегося с переизбытком рациональной информации при полном пересыхании ручейка эмоциональной жизни».

Смотрели, значит, фильм? Тогда тсссс! Ведь первое правило бойцовского клуба таково: «Никогда не рассказывай о бойцовском клубе». А второе правило Бойцовского клуба «Никогда никому не рассказывай о бойцовском клубе». Нужно лишь прочесть сам роман и еще глубже понять, в чем же проблемы нынешнего общества с его раздутыми иллюзиями, с его пустыми целями, с его никчемными желаниями…

Весьма интересна и история написания романа. К его созданию Паланика подтолкнул случай в летнем лагере, когда он не слабо сцепился в драке, за что и заработал немало «тумаков» и синяков по всему телу. Однако коллеги его предпочли вовсе не интересоваться, что же с ним такое произошло в поездке. Именно это поведение и вдохновило американского писателя на «Бойцовский клуб».

Но на этом несуразность истории не закончилась. Ведь на тот момент Паланик работал еще и над «Невидимками», тоже впоследствии изданном, однако на тот момент издатель разнес в пух и прах роман молодого писателя, посчитав его возмутительным, и отказался издавать его. На что Паланик не просто не опустил руки, а лишь взялся создавать «Бойцовский клуб», куда только еще гуще подливал смеси возмутительности вкупе с невообразимостью поступков его героев…

Изначально «БК» был издан в виде семистраничного рассказа в сборнике «Pursuit of Happiness». Вскоре скандальный американский литератор с украинскими корнями доработал его до полноценного романа.

В 1999 и 2004 годах «Бойцовский клуб» снова переиздается из-за неутихаемой популярности. В последнем выпуске Паланик дает некое подобие – «объснительную записку» по поводу своего успеха и успеха экранизации его произведения. Причем сделал это таким же скандальным и дерзким языком, каким написана сама книга: «Книжные магазины были заполнены такими книгами, как «Клуб радости и удачи», «Божественные тайны сестричек Я-Я» и «Лоскутное одеяло». Все эти романы представили социальную модель для женщин. Но не было романов, которые представили бы новую социальную модель для мужчин».

 

Читатель всегда прав?

 

VerraVas

Довольно своеобразная вещь, тем не менее, нравится, потому что дарит новый взгляд на жизнь, но, тем не менее, не считаю, что нужно воспринимать психологию саморазрушения, однако то, что говорит автор, безусловно, есть.


Катерина Небожилова

Дочитан «Бойцовский клуб». Сильно, страшно, а чаще – противно так, что мозги сворачиваются в трубочку и уныло бредут в серый угол. Отлить, не иначе. Но в конце какая-то неожиданная легкость поджидала. Будто бы вместе с героем (кстати, так и не известно, как его зовут; ну не Тайлер Дёрдан в самом-то деле!) освобождаешься от этой второй личности.

Теперь, кажется, понятно, каково оно – настоящее раздвоение, и нечего больше по этому поводу шутить. Уж больно много до нас по этому поводу сказано, причем людьми более умными.

Впечатление от книги такое же, как от «Призраков», немного гнетущее. Но думать о тяжести книги перестаешь, распрощавшись с последними строками.

 

Ирина Петухова

А мне не понравилось

Про эту книжку говорили, что она изменяет миропонимание, что это – лучшее, что когда-либо было написано. Притом говорили это люди, к мнению которых я обычно прислушиваюсь. Начинала читать с положительным настроем: ну, раз такие отзывы, значит, это и вправду что-то гениальное. Но когда дочитала, осталось совершенно мерзостное ощущение. Неприятная книга. Противная. Омерзительная. Хотя, может, в этом ее прелесть и обаяние и состоит… И перечитывать не хочется. Может быть, эта книга выше моего понимания. Может быть…

Тогда скажите мне… а чем же она всех так цепляет? Объясните!

 

Юлия

Я не люблю такие книги. Книги о душевных заболеваниях, раздвоении личности, книги о хаосе мира и мире хаоса. Но этот роман завораживает, его энергетическое поле ощущаешь не только вокруг себя, но и внутри себя. Любовь и безумие переплетаются и создают замысловатый узор. Не берусь сказать, что лучше – книга или фильм. Но познакомиться с обоими произведениями рекомендую всем.

 

Коллекционер

Джон Фаулз

Именно благодаря «Коллекционеру», первому же своему роману, вышедшему в 1963 году, Джон Фаулз становится мировым писателем с мировым именем. Произведение было переведено на многие языки мира, после чего вскоре был инсценирован и экранизирован. Английский писатель придумал его всего за месяц, однако потом еще долгое время правил его и корректировал. Зато итоговый результат оказался весьма удачным: книга быстро стала бестселлером тех времен, не теряет своей привлекательности и интереса по сей день. Коммерческий успех тогда позволил Фаулзу полностью посвятить себя писательству.

Этот роман с его витиеватым сюжетом, но для кого-то весьма сомнительной привлекательностью главного героя, коллекционирующего редкий вид бабочек, буквально сразу же обратил на себя внимание изысканного читателя. Психология и «начинка» романа вызывают абсолютно противоречивые эмоции – от удовольствия до нежелания принимать все и вся, от сочувствия до отвращения…

Возможно, он и уступает в громкой славе более поздних романов Фаулза «Волхва» и неистовому «Червю». Но, быть может, именно этот спокойный, продуманный обстоятельный роман создает вполне отчетливое представление о философско-эстетической концепции этого неоднозначного автора.

В книге повествуется о Фредерике Клегге, одиноком молодом человеке, обычном клерке клерком в муниципалитете. В свободное время юноша увлекается коллекционированием бабочек.

Лишь в первой части романа он повествуется от имени героя. Он увлечен Мирандой Грей, студенткой художественного училища. Однако Клегг – всего лишь рядовой работник с однообразной специальностью, или, как назвали бы его лучшие умы России 19-го века, «маленький человек». Он плохо образован, а из интересов у него – всего лишь его пресловутые бабочки. Однако, чтобы познакомиться с ней, ему было бы мало даже всех знаний мира, ибо нехватка смелости, решительности, уверенности в себе не позволяет ему даже приблизиться к красавице. Его удел – лишь заочное восхищение Мирандой.

Но все меняется, когда Фредерик срывает хороший куш на скачках. Выигрыш позволяет ему отправить родственников за границу и купить дом в сельской глуши. А параллельно продумывает план в мельчайших деталях, как «присоединить» Миранду к своей коллекции. Похищение он продумывает долго и продуманно, поэтому все у него получается профессионально. Герой уверен, что будучи «экспонатом» его коллекции, Миранда полюбит его.

Некий «дневник» Миранды – вот что представляет собой вторая часть романа. Воспоминания, пересекающиеся с мыслями, состоянием, надеждами пленницы во время заточения в подвале дома Клегга. Миранда уверена, что похищение имеет целью сексуальное насилие, но вскоре понимает, что это не так, а со временем и вовсе начинает жалеть своего похитителя, сравнивая его с Калибаном.  

Она совершает несколько попыток побега, но каждый раз безрезультатно. Она предпринимает попытку совратить его, но только озлобляет Клегга.

Миранда умирает от пневмонии. Фредерик решается на суицид, но, обнаружив дневник Миранды, понимает, что она никогда не любила его. Тогда он решает повторить попытку…

 

Читатель всегда прав?

 

VAKSA

Производит сильнейшее впечатление, стиль повествования…

Обожаю эту книгу! Несмотря на то, что сюжет ее довольно тяжелый, читать ее легко, потому что она затягивает СРАЗУ! С первых страниц! Очень интересно читать от лица Калибана… Видишь сам процесс превращения просто не совсем нормального человека в настоящего маньяка! Он и сам не понимает, что же такого плохого он делает!!! Ужасно жаль Миранду! В ней было столько жизни, столько планов! Читаешь ее дневник и просто не веришь, что вся ее история оборвется вот так! Фаулз очень хорошо все это передал! Я, когда читала, не могла поверить, что все закончится вот так. Но книга слишком правдива, поэтому и финал такой. В этой книге есть все: и интересный, очень захватывающий сюжет, и пища для размышлений. В общем, я думаю, она понравится любому. Она настолько эмоциональна!

Kitniss

Невозможно забыть, невозможно оторваться, производит сильнейшее впечатление.

Вот эта книга потрясла мое сознание. Буря эмоций просто бушевала во мне. Если честно, я даже не предполагала, что она так подействует на меня. Я несколько дней находилась в шоковом состоянии.

Книга, как бы, разделена на две части. В обеих частях описываются одни и те же события, но с точки зрения совершенно разных людей. С точки зрения безумного маньяка-психа и его жертвы. О том, что главный герой является маньяком, конечно же, узнаешь не сразу, постепенно с каждой страницей открываются все новые и новые грани его больной психики. В какой-то момент хочется понять и даже оправдать его, но это только на мгновение. Нет, он все-таки безумец и его действия не поддаются пониманию.

Вторая часть книги описывает восприятие событий самой жертвой. Ее желание освободиться, вырваться любыми способами. Не буду открывать все карты, но книга просто потрясающая, а финал шокирует до глубины души.

 

Читайте так же:

Литературный уик-энд 

Литературный уик-энд 

 

Читал Э. Добролюбов

Газета «DAILY» — Новости России и мира