Случайная Ирландия для Казани

Новости Татарстана

Волшебные звуки волынки – просто непередаваемая музыка для души. Найдется мало таковых, кто хотя бы раз послушал эти переливающиеся музыкальные волны, и кого они оставляли равнодушными.

Нет другой музыки в мире, столь же тесно связанной со сказочной мифологией и фэнтези-миром. Наверное, у большинства любителей фэнтези-культуры, будь то литература, кинематограф или фольклор, фолк (англ. folk – люди, народ; рок музыка, построенная на базе народной) сразу же ассоциируется со сказочными мирами, описанными в тысячах и тысячах книг, рассказов и кино.

Лишь не так давно фолк-культура стала просачиваться в нашу страну, как и большинство чужеземных культур, традиций и веяний. Самыми первыми исполнителями в России, чей стиль исполнения музыки и аранжировки был близок к кельтской музыке, стали Борис Гребенщиков и группа «Аквариум». Да и сам исполнитель не раз говорил о том, что одна из любимых групп – шотландская Silly Wizard.

Так и получилось, что первой публикой, которая стала воспринимать музыку кельтов, были в основном части хиппи из окружения «Аквариума». А вот уже более широкую известность кельтская музыка получила в среде исторических реконструкторов. Для большинства реконструкторов-историков ирландская музыка быстро заместила место скандинавской, ибо всегда была более доступной.

Ведущие радиопрограммы быстро прочувствовали интерес молодого поколения, возрастающий к народной музыке Ирландии, Шотландии и Скандинавского полуострова. Кельтскую музыку стали активно разрабатывать. Программы, напрямую затрагивавшие кельтскую музыку, выходили в период 1992—1996 годов на радио «Эхо Москвы», «Юность», «VOX». Самым ярким стал цикл программ «Музыка и Эпос» и «Celtic time» и на радио «Ракурс» в 1994—1996 годах.

Интерес к кельтской музыке в России неуклонно растет, а популярность ее, как отмечают аналитики, кроется в ментальном сходстве русского и кельтского народов. Сегодня появляются новые группы, организуются специализированные фестивали Moscow Fleadh, Самайн, ShadeLynx, Белтайн, а также «День святого Патрика» или «Волынщик» в Санкт-Петербурге.

А вот до Казани ирландская культура, ее фолк во всей его красе воплотился в творчество и стал развиваться лишь в последние пару лет. Пионерами казанского ирландского фолка стала группа Random Reel, образовавшаяся лишь в 2011 году. Два своих концерта (на территории свободного пространства «Циферблат» и молодежном «Театре на Булаке») ребята дали прямо перед стартом своего украино-российского тура. Перед самым отъездом мне удалось побеседовать с одним из двух основателей группы, гитаристов и ее солистом Тимуром Милюковым

— Расскажи, как вы нашли друг друга? Ведь, наверное, тяжело найти единомышленников в таком узконаправленном деле? А тем более еще и тех, кто воплощает увлечение в творчество? 

— Никакой особой истории не было. Просто как-то раз мне написал Ваня Чуркин, наш нынешний волынщик, и спросил, нет ли у меня знакомых групп, играющих фолк, желательно кельтский. Он давно этим увлекался, я давно этим увлекался, – решили создать группу. Из первого состава остались только мы двое, собственно скрипка и перкуссия сменились.

— Расскажи о каждом из ребят, кто, чем занимался до образования группы?

-Я занимался на тот момент музыкой 9 лет, играл во многих коллективах и выступал сольно. Ну, и подрабатывал звукорежиссером, это моя основная профессия. Ваня – юрист, но принципиально не работает по специальности. Тоже музыкант с большим стажем. Эля, наша скрипка – самая образованная в плане музыки из нас, закончила музыкальное училище и продолжает учиться, теперь уже в КГУКИ. Всегда занималась музыкой, это ее основная профессия. Коля, наш перкуссионист – самая неординарная фигура в группе. Он тренер по фитнесу и параллельно преподаватель физики и математики в двух вузах. Занимается научной деятельностью. Что-то важное изобретает и разрабатывает, но мы об этом знаем мало.

— Игра на волынке – это пока довольно уникальное умение, ибо мало где обучают этому делу в нашей стране. А как своего мастерства достиг ваш волынщик?

На волынке в Казани, да и вообще в России, играть особо нигде не учат. Все, что есть для тех, кто решил обучиться этому нелегкому делу – видеоуроки через Интернет, общение с другими волынщиками и много, много усердия.


«  …Проблема именно Казани в том, что здесь люди практически не реагируют 
на моду,
на новые креативные направления. Мы, по сути, живем в придуманном
и тщательно формулируемом творческом пространстве. Тогда как вся Россия
слушает этнику, фолк, инди, пост-рок и дабстеп, мы продолжаем крутить
по радио морально устаревшие стили 90-х годов
…  »


— Как вы пришли к идее играть именно ирландский фолк – довольно диковинный жанр музыки для российского, а тем более казанского меломана.

Совершенно не диковинный жанр ни для российского, ни для любого другого меломана. Кельтский фолк – это основа всех этнических музыкальных культур Европы. Кельты жили везде, от островов Великобритании до Испании и Швейцарии. А ирландская народная музыка – это прямой прародитель кантри. И то, и другое играют во всем мире, и в России не в последнюю очередь. У нас много интересных команд, играющих ирландский фолк, которые много гастролируют по городам, общаются между собой, есть огромный пласт молодежи, который этим интересуется. Проблема именно Казани в том, что здесь люди практически не реагируют на моду, на новые креативные направления. Мы, по сути, живем в придуманном и тщательно формулируемом творческом пространстве. Тогда как вся Россия слушает этнику, фолк, инди, пост-рок и дабстеп, мы продолжаем крутить по радио морально устаревшие стили 90-х годов. Даже в наших «ирландских» пабах просто смотрят футбол, и по выходным кто-нибудь играет каверы на русский рок.

— Фолк очень тесно связан с фэнтези-культурой, этнической мифологией. А ты, я знаю, всегда очень активно участвовал в различных фэнтези-фестивалях, например, на «Зилантконе», да и всегда любил фэнтезийную литературу.

В нашем случае фэнтези имеет мало общего с музыкой, которую мы играем. Хотя, в широком смысле, фэнтези очень сильно связано с ирландским и скандинавским фолком. Собственно, все фэнтезийные персонажи родом из кельтской или скандинавской мифологии. Неудивительно, учитывая, что это доминантные культуры Европы. Отсюда и связь между увлечением фэнтези и увлечением кельтской культурой – это логично.

— Вы уже полноценная группа, успевшая заработать некоторую славу. О вас уже известно в остальной стране?

В этом году мы объездили всю страну и играли на многих фестивалях. Заехали даже на Урал, в такое место, как Аркаим. Последним был фестиваль «Крутушка», международный этнический фестиваль – здесь, под Казанью. Там было здорово играть и просто приятно побывать.

— Что у вас в ближайших планах?

Ну, самые ближайшие планы…  Завтра мы выезжаем в тур по России и Украине. Посетим с концертами Киев, Чернигов, Одессу, Николаев, Днепропетровск, Харьков, Белгород, Тамбов, Тольятти, Самару и Нижний Новгород. И закончим тур в Казани, на фестивале «Зиланткон». Потом, в ноябре – помимо сессий, дипломов и прочей немузыкальной ерунды, мы будем дописывать свой студийный альбом, обещающий появиться в апреле 2013 года. Он будет называться «Roots» («Корни»).

 

 

Random Reel – концерт в «Циферблате»

Газета «DAILY» — Новости России и мира