Репортер «Газеты DAILY» попросил прокомментировать новые «зеленые» инициативы администрации Казани начальника отдела оптимизации наземных экосистем института экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета Галину Юпину.
— О запуске новой приоритетной программы «Зеленый рекорд» было объявлено совсем недавно, на расширенном заседании казанского отделения партии «Единая Россия». Только в этом сезоне на улицах города планируется высадить около пятидесяти тысяч деревьев. Первые массовые посадки с привлечением населения начались уже в выходные. Все делается правильно? Дайте, пожалуйста, оценку сложившейся ситуации как ученый и эксперт.
— В городе можно сажать все: растения нашей климатической зоны, экзоты (растения других климатических зон), различные гибриды и европейские выведенные сорта деревьев и кустарников. Но всегда есть «но». Условия городских территорий весьма различны. Если говорить о Казани, Ново-Савиновский район — это больше пойма, там совершенно особые почвенные условия, и это должно влиять на подбор ассортимента растений. Территория так называемой верхней террасы города — это, в основном, суглинок. Для них характерны дубравы, широколиственные леса. Поэтому в вопросе высадки тех или иных видов растений нужно ориентироваться на рельеф местности, микроклиматические условия, экологию и типы почв.
— То есть, в рамках одного города существуют различные по условиям зоны?
— Конечно, экология улиц отличается от экологии садов, скверов и парков. То, что можно выращивать на улицах, приживется в садах и скверах. Но, то, что выращивают в садах, скверах и особенно парках, не всегда можно высаживать на оживленной улице. Поэтому когда проводится процесс озеленения города, необходимо учитывать характеристики различных площадок и, в соответствии с этим, высаживать породный древесный состав. У нас есть агрономы, экологи и дендрологи, но инициатива «Зеленый рекорд» опять, похоже, попадает в ранг популистских программ. Это снова массовая высадка деревьев. Каких? Без разницы… Самое главное, посадить пятьдесят тысяч деревьев.
— Какие деревья на улицах Казани лучше высаживать, а какие категорически не подходят?
— Сосна обыкновенная не терпит загазованности, не выносит уплотнения почвы. Для нее наилучшее место обитания – это парковые территории. Ну, максимум, большие сады. Ель обыкновенная. У меня очень большие опасения по поводу того, что это дерево в массовом порядке вольется в «зеленый наряд» наших улиц. Ель – это лесная порода. Она должна расти в условиях затенения, требовательна к плодородию почвы. И поэтому на плотных почвах-грунтах наших улиц, замусоренных бытовыми и строительными отходами, ель растет очень тяжело. К тому же она, как и сосна, не выносит загазованности. Ее место — в пейзажных группах, садах, скверах, парках. Она должна являться акцентом, украшением территорий.
Идем дальше: ель колючая – устойчивое дерево, очень декоративное, дорогое, хорошее. Но в уличных посадках, так, как это сделано, к примеру, на улице Кремлевской, ее использовать нельзя. Ель колючая может быть использована так же только в садах, скверах и парках. Если все-таки использовать ее в уличных насаждениях, то только как небольшой акцент.
В уличных посадках хорошо себя чувствуют липы — и мелколистная, и крупнолистная, тополя – в том числе и их гибридные виды. Тополь в этом плане — вообще уникальное дерево. Сейчас очень много его гибридов. Это и тополь-38, и так называемый «советский пирамидальный» и другие разновидности.
На улицах вполне комфортно чувствуют себя березы, вязы. То же касается и кустарников. В скверах, садах и парках видовой состав может быть заметно разнообразнее. Там хорошо приживаются растения нашей климатической зоны: липа, ель, клен, дуб, рябина, черемуха обыкновенная и пр. Все это в композициях, группах может прекрасно там использоваться. А акцентами могут идти, к примеру, гибриды голландской флоры, гибриды низкорослых хвойных растений или красиво цветущие кустарники. В любом случае, озеленение не должно быть спонтанным. Оно должно быть спроектировано, сбалансировано по видовому составу. Должны быть отработаны модельные видовые списки. К примеру, древесно-кустарниковая растительность, допустимая к использованию в условиях улиц. Причем, с «раскадровкой», учитывающей, в какой конкретно части города будет высажена: промышленный район, массовая застройка, пойменные участки и т. д. Надо четко подбирать, что пойдет первостепенно, что будет в массе, а что пойдет отдельными дополнениями.
— Мэр г-н Метшин посоветовал озеленителям высаживать сразу крупные растения. Какая у вас позиция по этому поводу?
— Очень тоненькие маленькие саженцы, конечно, не всегда приживаются. К тому же, ждать, когда они вырастут, приходится очень долго — пять, десять и пятнадцать лет в зависимости от породы. Когда делается проект по посадке и подбору ассортимента, все эти моменты обычно учитываются. В целом, тут лучше ориентироваться на более крупные саженцы, до 6-10 сантиметров в диаметре. Но на участках, нуждающихся в срочном озеленении, по пути следования делегаций Универсиады можно и нужно, по моему мнению, высаживать крупномерные деревья до 15 сантиметров в диаметре. Они дают быстрый эффект озеленения. Тут лучше всего подходят липы и тополя.
— Посадить растения — полдела, нужно ведь еще за деревьями как-то ухаживать. Или современные городские сорта в этом не нуждаются?
— Это важный вопрос. Сейчас в Казани за деревьями уход практически не ведется. Что угодно можно сажать, что угодно озеленять, но если нет ухода за насаждениями, ждать эффекта от всего комплекса мероприятий — бессмысленно. Взять хотя бы все последние летние засухи. Температура высокая, почти нигде при этом полив не осуществляется. Если даже ездит поливальная машина, она льет воду только на дорогу. Вся высаженная молодая масса высыхает. И на следующий год возникает проблема новой подсадки. Получается круговерть, на которую тратятся большие денежные средства. А результат — слабый.
Надо понимать: уход в нашем деле — это 60 % успеха. А еще 30 % – подобранный проект и ассортимент. Водопровод в скверах и парках обычно не запроектирован. Если по центральным улицам еще может проехать машина и что-то полить, то в парках этого никто не делает. Поэтому в течение летнего сезона там все выгорает настолько, что исчезают газоны, оголяется почвенный слой, и листья на деревьях преждевременно опадают. В Казани это происходит зачастую раньше вегетационного срока.
— Какой должна быть политика в отношении посадочного материала?
— Я уже начала отвечать на этот вопрос. Я очень боюсь, что сейчас, в связи с экономией посадочного материала, в городе сделают ставку на ель обыкновенную. У нас не везде есть дешевый и хороший посадочный материал, многое приходится закупать. Но решать вопрос озеленения таким способом — это просто убийство! Это просто транжирство – если сейчас все улицы засадят елью обыкновенной. Я это уже внутренним чутьем ощущаю. Но все опять молчат. Снова понадобился быстрый эффект озеленения, чтобы смотрелось и зимой, и летом.
Ель обыкновенная – это очень декоративное дерево, в массе оно не может использоваться. Его роль в озеленении – быть акцентом в группах. Причем на удалении от транспортных магистралей на расстоянии 30-40 метров. И в удобренной полосе, с постоянным поливом. Ель обыкновенная – это влаголюбивое дерево. Таким образом, без должной подготовительной работы молниеносно придуманная программа может обернуться пустой тратой денег.
— «Горводзеленхоз» в этом сезоне рапортовал о внедрении новых уникальных сортов деревьев. Среди прочего фигурировало название «китайский тополь». Стоит ли бояться таких новинок?
— Это хорошее дерево! Правда, у нас в питомниках его нет, и я не знаю, откуда они его возьмут. В свое время видела этот сорт тополя, и он мне очень понравился. Быстрорастущий, не пушащий – с листьями красивой формы, и в городском озеленении он может быть очень хорош.
— Экзотические породы деревьев не нанесут ущерб нашей экосистеме? Те же пушащие тополя, посаженные повсюду, приносят сейчас массу неудобств горожанам.
— Я не склонна считать, что возможны какие-то нарушения в экосистеме. Тополь, про который вы спрашиваете, представитель нашей полосы, семейства осиновых. Другое дело, что у него есть женские и мужские клоны, и их неумелое использование и привело к таким последствиям. Свою негативную роль сыграла и чрезмерная обрезка, которая привела к тому, что мужские клоны стали перерождаться в женские. Это вопрос к уруководству питомников. Нужно было выращивать только мужские клоны. Что касается экзотов, то введение таких представителей европейской и голландской флоры может быть исключительно единичным.
— Необходимо ли проводить исследовательскую работу перед высадкой таких объемов уличных растений?
— Однозначно, должно быть проектирование. В основе любого озеленения должен лежать дендропроект. Только в Казани его не делают. Инвентаризацию посадок никто не проводит – это деньги и тратить их никто не хочет. Все смотрят на озеленение очень упрощенно. Систему озеленения считают придатком к ландшафту города. Считается, что этим можно заниматься, не располагая специальными знаниями. Так, похоже, будет и на этот раз с этими массовыми высадками. Худшее, что мы получим, конечно, не экологическая катастрофа – просто все посохнет на корню. Еще раз заострю внимание на повальном увлечении елями. Между тем, грамотный ландшафтный архитектор с чувством вкуса и ощущением пространства может сделать из лиственных пород деревьев очень интересные композиционные решения. Думать надо… Проектировать надо.