Эммануэль Шарпантье и Дженнифер А. Дудна побеждают за технологию, которая дает ученым беспрецедентные возможности изменять код жизни.
В этом году Нобелевская премия по химии была присуждена за открытие системы редактирования генов CRISPR / Cas9, которая впервые позволила ученым вносить точные изменения в длинные участки ДНК, составляющие код жизни для многих организмов. , включая людей. Приз разделили Эммануэль Шарпантье, микробиолог и директор берлинского отделения Макса Планка по науке о патогенных микроорганизмах, и Дженнифер А. Дудна, профессор и биохимик Калифорнийского университета в Беркли. Ученые разделят призовой фонд в размере 10 миллионов шведских крон, или чуть больше 1,1 миллиона долларов.
Этот инструмент CRISPR, часто описываемый как «генетические ножницы», использовался исследователями растений для создания сельскохозяйственных культур, устойчивых к вредителям и засухе, и мог изменить сельское хозяйство . В медицине метод участвует в клинических испытаниях новых методов лечения рака. И исследователи пытаются использовать его для лечения некоторых наследственных заболеваний . «Он используется повсюду в науке», — говорит Клас Густафссон, председатель Нобелевского комитета по химии.
Около десяти лет назад Шарпантье обнаружил в бактериях ранее неизвестную молекулу tracrRNA. Она узнала, что эта молекула является частью иммунной системы микробов, которая помогает им бороться с вирусами, расщепляя вирусную ДНК. Механизм, который используют микробы для этого, называется CRISPR. Примерно в то же время Дудна картировал белки cas, серию ферментов, связанных с CRISPR, которые отрезают ДНК в определенных местах. Два ученых начали сотрудничать в 2011 году после встречи на конференции в Пуэрто-Рико, где они пошли в кафе в Сан-Хуане и поговорили о пересечении своих работ. Им удалось создать эти генетические ножницы в лаборатории и перепрограммировать их, чтобы разрезать ДНК в любом месте, которое выбрали ученые.