В октябре 2016 г. Федеральная антимонопольная служба возбудила административное дело против Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД. Обвинения антимонопольщиков заключались в том, что в апреле и июне 2016 г. ставки аренды полувагонов выросли в 2,2 и 2,5 раза соответственно по сравнению с аналогичными периодами 2015 г. Жалобы на ФГК о поднятии ставок поступили от двух липецких карьеров, производящих минеральный порошок и известняк.
Согласно условиям ФАС, при повышении ставки более чем на 7,5% в квартал, ФГК обязана предоставить обоснование на повышение тарифов в 15-дневный срок. Однако этого сделано не было. ФАС проанализирует ситуацию, и если решение будет не в пользу ФГК, то ее ожидает штраф за монопольно высокие цены в размере 1-15% оборота, а карьеры могут в судебном порядке взыскать издержки за переплату.Глава аналитического агентства «Infoline-Аналитики» М. Бурмистров высказал мнение, что к подобной ситуации привела утилизация ж/д транспорта. Если в начале 2015 г. профицит полувагонов привел к снижению тарифов, то в процессе реформы было списано 110 тыс. транспортных единиц, а закуплено всего 25 тыс. В результате в 2016 г. ставки резко возросли.
Заводы готовы обеспечить новыми составами
При этом игроки рынка ж/д услуг настроены все же оптимистично. Вагоностроительные заводы готовы удовлетворить потребности пользователей в новых составах. Так, В. Сосипаторов, гендиректор компании «Восток1520», на сентябрьской конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» отметил, что для полного покрытия запросов достаточно 470 тыс. полувагонов. Сосипаторов также заявил, что эта цифра по сети «РЖД» будет достигнута уже в ноябре 2016 г. По словам главы «Восток1520», пик спроса на полувагоны пришелся на начало осени, что объяснимо сезонностью, но уже идет на спад. Равно как снижаются объемы утилизации вагонов. С тем, что дефицит подвижного состава имеет временный характер, согласен и замдиректора «Новой перевозочной компании» В. Станиславский, о чем он сказал на конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг» в ноябре.
Разумеется, такая масштабная реформа, как обновление железнодорожного парка страны, требует времени, и определенные шероховатости неизбежны. Утилизация вагонов была необходима и в связи с изменившимся регламентом Таможенного союза в отношении срока службы вагонов, и с целью получения долгосрочной экономической выгоды, и для повышения безопасности грузоперевозок. Напомним, что госпрограмма утилизации была запущена в 2015 г., в нее включились многие российские компании по всей стране.
Утилизация и временный отстой вагонов от «АРТЕКС»
Так, если говорить о Петербурге, то здесь одной из организаций, оказывающих услуги по демонтажу и отстою вагонов, является «АРТЕКС». Компания предлагает только профессиональные услуги, в ее деятельность входят:
- резка вагонов разных типов;
- тщательная подготовка составов к демонтажу, особенно, если они перевозили опасные грузы;
- работа на территории заказчика;
- использование специализированной техники;
- комплексный подход к утилизации вагонов.
Деятельность «АРТЕКС» полностью лицензирована и осуществляется в соответствии с законодательством. Утилизация вагонов, инициированная Правительством РФ, – необходимая мера для улучшения качества грузоперевозок. Слаженная работа вагоностроителей и компаний, демонтирующих списанные составы, является залогом достижения положительного результата.