Не секрет, что лизинг сейчас является одним из наиболее удобных инструментов финансирования при приобретении грузового транспорта. По итогам аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» объем рынка грузового транспорта составляет по результатам 9 месяцев 2014 года 17,3% рынка лизинга. В прошлом году доля этого сегмента была всего 12,3%. Мы решили узнать информацию из первых рук и попросили прокомментировать ситуацию начальника отдела лизинга автотранспорта компании «Балтийский лизинг» Вячеслава Луковского.
— Вячеслав, насколько популярен сейчас лизинг грузовых автомобилей? Падает или растет спрос на лизинг в этом сегменте?
— В настоящее время лизинг грузовых автомобилей не менее популярен, чем лизинг легкового автотранспорта, т.к. это — один из немногих финансовых инструментов, благодаря которому автотранспортное предприятие имеет возможность в кратчайшие сроки обновить и расширить собственный автопарк. Из года в год спрос на лизинг в данном сегменте продолжает расти.
— Какие компании, в основном, берут в лизинг грузовые автомобили?
— Чаще всего это компании-перевозчики (пищевых продуктов, строительных материалов и пр.) Нельзя сказать, что лизингом грузового автотранспорта пользуются какие-то определенные компании. Это универсальный инструмент, который доступен как компаниям, относящимся к малому бизнесу, так и крупным корпоративным клиентам.
— Какие грузовики и каких производителей пользуются наибольшим спросом?
— Наибольшим спросом пользуются магистральные тягачи и самосвалы ведущих европейских производителей, таких как MAN, Scania, Volvo, DAF, а также отечественных производителей грузовой техники марки КамАЗ и ГАЗ.
— Если говорить про автопарки крупных автомобильных перевозчиков, то, по вашим оценкам, больше автомобилей находится в лизинге или в собственности? Будет ли как-то меняться ситуация?
— По нашим оценкам, ситуация у каждого отдельного перевозчика абсолютно разная и зависит в основном от степени «агрессивности» поведения компании на рынке. Некоторые перевозчики, увеличивают собственный автопарк, приобретая в лизинг крупные партии техники. Они делают ставку на количество, тем самым пытаясь захватить большую долю рынка перевозок. Другие используют в основном технику, находящуюся в собственности компании. Оптимальным соотношением собственного и лизингового транспорта в автопарке перевозчика, на мой взгляд, является 70/30. Так, за счет работы собственного автотранспорта перевозчик всегда сможет «заработать» на содержание лизингового автопарка, тем самым сохранить стабильность компании.
— Будет ли расти спрос на лизинг грузовых автомобилей в будущем? От чего это зависит?
— Спрос на лизинг грузовых автомобилей конечно же будет расти параллельно с экономическим ростом в целом. Будет расти товарооборот — будет спрос на услуги перевозчика. Будут расти инвестиции в строительной сфере — потребуются новые самосвалы и спецтехника.