Рынок лизинга грузовиков: итоги и прогнозы

Не секрет, что лизинг сейчас является одним из наиболее удобных инструментов финансирования при приобретении грузового транспорта. По итогам аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» объем рынка грузового транспорта составляет по результатам 9 месяцев 2014 года 17,3% рынка лизинга. В прошлом году доля этого сегмента была всего 12,3%.  Мы решили узнать информацию из первых рук и попросили прокомментировать ситуацию начальника отдела лизинга автотранспорта компании «Балтийский лизинг» Вячеслава Луковского.

— Вячеслав, насколько популярен сейчас лизинг грузовых автомобилей? Падает или растет спрос на лизинг в этом сегменте?

— В настоящее время лизинг грузовых автомобилей не менее популярен, чем лизинг легкового автотранспорта, т.к. это —  один из немногих финансовых инструментов, благодаря которому автотранспортное предприятие имеет возможность в кратчайшие сроки обновить и расширить собственный автопарк. Из года в год спрос на лизинг в данном сегменте продолжает расти.

— Какие компании, в основном, берут в лизинг грузовые автомобили?

— Чаще всего это компании-перевозчики (пищевых продуктов, строительных материалов и пр.) Нельзя сказать, что лизингом грузового автотранспорта пользуются какие-то определенные компании. Это универсальный инструмент, который доступен как компаниям, относящимся к малому бизнесу, так и крупным корпоративным клиентам.

— Какие грузовики и каких производителей пользуются наибольшим спросом?

— Наибольшим спросом пользуются магистральные тягачи и самосвалы ведущих европейских производителей, таких как MAN, Scania, Volvo, DAF, а также отечественных производителей грузовой техники марки КамАЗ и ГАЗ.

— Если говорить про автопарки крупных автомобильных перевозчиков, то, по вашим оценкам, больше автомобилей находится в лизинге или в собственности? Будет ли как-то меняться ситуация?

— По нашим оценкам, ситуация у каждого отдельного перевозчика абсолютно разная и зависит в основном от степени «агрессивности» поведения компании на рынке. Некоторые перевозчики, увеличивают собственный автопарк, приобретая в лизинг крупные партии техники. Они делают ставку на количество, тем самым пытаясь захватить большую долю рынка перевозок. Другие используют в основном технику, находящуюся в собственности компании. Оптимальным соотношением собственного и лизингового транспорта в автопарке перевозчика, на мой взгляд, является 70/30. Так, за счет работы собственного автотранспорта перевозчик всегда сможет «заработать» на содержание лизингового автопарка, тем самым сохранить стабильность компании.

— Будет ли расти спрос на лизинг грузовых автомобилей в будущем? От чего это зависит?

— Спрос на лизинг грузовых автомобилей конечно же будет расти параллельно с экономическим ростом в целом. Будет расти товарооборот — будет спрос на услуги перевозчика. Будут расти инвестиции в строительной сфере  —  потребуются новые самосвалы и спецтехника.

Газета «DAILY» — Новости России и мира