Что полезно знать о кованых автомобильных дисках

В борьбе за комфорт и безопасность вождения автомобиля производители колес находят новые формы и технологии производства комплектующих. Не так давно на рынке появились кованые автомобильные диски, производимые из алюминиевых сплавов и продолжающие линию высококачественных автодисков, улучшая эксплуатационные характеристики литых. Сегодня это всё ещё достаточно дорогой вариант и при его выборе полезно знать некоторые детали. Хотя по причине применения сложной технологии производства эти изделия приобрели не только ряд положительных качеств, но и высокую стоимость, они пользуются заслуженным спросом.

Коротко о технологии

Процесс начинается с получения заготовки из сплава алюминия с магнием, марганцем и другими добавками. Такой сплав прочен и высокопластичен, обычно его называет авиационным алюминием «авиаль», за рубежом он носит название сплав AL6061. Сначала заготовки выглядят, как длинные столбы диаметром около 20 см, затем их разрезают на части и отправляют в кузнечно-штамповочный цех. Собственно, название «кованые» не совсем правильное, основным способом производства является горячая штамповка при помощи нескольких прессов с последовательным повышением мощности этих прессов. Заготовки разогревают и прессом осаживают в специальные формы, затем снова разогревают до 430 градусов и с помощью нагретого до 350 градусов штампа прессом превращают в «кастрюли», уже похожие на автомобильные диски.

«Кастрюли» получают окончательную форму после еще одного разогрева и обработки мощным прессом. Для получения высоких прочностных характеристик и пластичности получившийся обод подвергают термообработке, снова разогревают и охлаждают в водяных банях. При этом сплав приобретает мелкозернистую волокнистую структуру, а чтобы усилить прочностные характеристики, обод искусственно старят, нагревая до 150 градусов и медленно остужая.

После этого заготовка поступает на участок механической обработки, где ей придают заданную дизайнером форму, снимая все лишнее на высокоточных фрезерно-токарных станках с ЧПУ.

Плюсы и минусы

Подобная технология позволяет получить изделия, отличающиеся большой прочностью, при этом вес их примерно на 20%-30% меньше аналогичных литых и на 35%-45% стальных штампованных. В силу своей пластичности они не разрушаются при сильном ударе, как литые, а деформируются подобно стальным. Прочность дает возможность изготавливать тонкостенные варианты со спицами и ступицей различного вида и размера, уменьшая общий вес автомобиля, помимо прочего, экономя топливо. Применяемые материалы отличаются значительной коррозионной стойкостью, отлично выдерживая контакт с агрессивной внешней средой. Методика производства позволяет изготавливать кованые изделия по эскизам заказчика, делая их индивидуальными с точки зрения дизайна. Нанесение на них лакокрасочного защитного покрытия из полимерных порошковых красок еще более повышает защищенность и индивидуальность.

О порошковом лакокрасочном покрытии: подробнее…

Особенности производственного процесса определяют и их основной минус — высокую стоимость. Достаточно заметить, что при металлообработке в отходы уходит до 40 % металла, сама технология достаточно сложна и на изготовление уходит довольно много времени. Высокая прочность и жесткость передает ударные нагрузки на подвеску автомобиля, поэтому подвеска должна соответствовать выбранным колесам. Сложность изготовления определяет некоторое однообразие форм, но, с другой стороны, есть возможность индивидуального подхода к заказу. Это и плюс, и минус.

Ремонтопригодность

Все автомобильные колесные диски подвержены примерно одинаковым повреждениям, но степень нанесенного вреда определяется технологией и материалом изготовления. В данном случае, хотя урон и меньше обычного при аналогичном воздействии, но он вполне есть: повреждения лакокрасочного или иного защитного покрытия, трещины или сколы, изменения геометрии.

При повреждении защитного слоя одним из факторов, усложняющим процесс его восстановления, становится удаление старого слоя из-за возможной тонкости и даже вычурности деталей дизайна. Поэтому для удаления старого слоя преимущественно используются ванны со специальным химическим раствором.

Устранение трещин и сколов, предварительно подготовленных разделкой краев, производится сваркой в среде аргона, после чего проводят зачистку и шлифовку швов.

О ремонте: подробнее…

Для исправления нарушений геометрии используются стенды для правки, оснащенные гидравлическими штоками со специальными насадками и процессорным управлением. Процессор дозирует нагрузку и отслеживает процесс удаления биений. На следующем этапе диск полируют и отправляют на участок нанесения защитного лакокрасочного покрытия и в печь для полимеризации каждого слоя. В общем, процесс в целом не очень отличается от ремонта обычного литого диска, но, все же, требует специального оборудования и наличия квалифицированных специалистов.

Выбор брендов

Из компаний, изготавливающих кованые диски по технологии горячей штамповке, по итогам 2021 года, можно отметить несколько ведущих. Это российские бренды Slik, M&K, Magaltek, Sololmon Alsberg, зарубежные OZ Rasing, Enkei, BBS, Vissol. Перечень, конечно же, далеко не полный.

Осталось заметить, как отличить кованые изделия от литых при прочих равных условиях. Горячая штамповка обозначается словом «FORGED», находящееся на внутренней или внешней стороне диска, литые аналоги имеют штамп «CAST» и такая маркировка, в отличие от «FORGED», выпуклая.

По материалам, предоставленным компанией Hofmann Сервис ( ссылка ), одним из лидеров в сфере ремонта и покраски колесных дисков автомобилей и мотоциклов в Санкт-Петербурге.

Газета «DAILY» — Новости России и мира