Смартфон РЖД в работе

Наука и технологии

Когда я рассказывал о защищённом смартфоне, сделанном по заказу РЖД, многие спрашивали, как он будет использоваться.

Чтобы увидеть это своими глазами я отправился в Ярославль, где началась опытная эксплуатация смартфона РЖД.

Первая задача, реализованная с помощью смартфона, — контроль состояния вагонов.

В смартфонах стоят специальные симки Мегафон. С помощью телефона с такой симкой нельзя выйти в интернет или позвонить на обычный номер. Вместо интернета — внутренняя сеть РЖД. Голосовые вызовы тоже идут во внутренней сети РЖД.

За каждым работником закреплён свой смартфон, в него вставляется карта сотрудника РЖД, дающая право юридически значимой электронной подписи.

Диспетчер вагонного депо отправляет очередной состав на один из свободных путей и создаёт задание для обходчиков.

Смартфоны обходчиков издают звук оповещения.

Пришло задание.

Поезд подан на шестой путь.

В домике обходчиков на стене подробная инструкция по пользованию смартфоном.

Рядом с инструкцией перечень трудновыявляемых дефектов, за обнаружение которых обходчикам выплачивается солидная премия.

Бригада выходит на обход. 

Молоток по прежнему основной инструмент обходчика.

Обходчик внимательно осматривает каждую колёсную пару.

Дальше «звуковая дефектоскопия» — обходчик бьёт молотком по колёсам и подшипниковым буксам и по звуку определяет скрытые деффекты.

Перед тем, как состав осматривают обходчики, он проходит через тепловизор, который фиксирует перегрев колёсных пар из-за неправильно работающих тормозов или проблем с подшипниками, поэтому обходчики заранее знают о неисправных вагонах. В случае, если обнаруживается дефект, который нельзя устранить на месте, на смартфоне создаётся задание на отцепку неисправного вагона и отправку его на ремонт в депо.

У одного из вагонов обследуемого состава была проблема с одной колёсной парой — отвалилась половина тормозной колодки.

Обходчики сами заменили колодку и отцеплять вагон не пришлось.

Когда состав осмотрен, обходчики подтверждают, что с составом всё в порядке и заверяют документ своей электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Документ отправляется на сервер.

Информацию об окончании осмотра получает диспетчер.

К составу снова подцепляется электровоз (при осмотре он отцепляется из соображений безопасности). Состав отправляется в путь, а на осмотр становится следующий состав.

На смартфоне можно посмотреть результаты работы бригады за день.

Как показали испытания, смартфон работает в активном режиме не менее 11 часов при любых условиях эксплуатации, даже на 20-градусном морозе.

Использование смартфона позволило упорядочить работу обходчиков и персонализировать ответственность. Раньше результаты осмотра передавались диспетчеру по телефону и подпись на документ об осмотре ставил он, теперь ЭЦП ставит непосредственно тот, кто производил осмотр.

Конечно, смартфон способен на гораздо большее. Программное обеспечение смартфона развивается и, надеюсь, скоро он сможет использоваться во всех службах РЖД, где нужен защищённый смартфон.

 

Другие материалы автора о смартфоне РЖД доступны в личном блоге.

 

Напомним, РЖД, помимо внедрения смартфонов, участвует в других глобальных проектах, например, в строительстве ВСМ Москва-Казань.

Газета «DAILY» — Новости России и мира